Отраслевой практикум для бухгалтеров микрофинансирования — МФО/ломбарды/КПК
Реклама. Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка «НАУМИР», ИНН:7707583504, ERID:LjN8JwcYw
Подробнее

Бум сбережений: ЦБ РФ назвал главную причину экономии россиян

Белла Рабинович из департамента исследований и прогнозирования (ДИП) составила аналитическую записку «Изменение структуры спроса как проинфляционный фактор». В ней она проанализировала ситуацию на рынке и пришла к выводу, что россияне, привыкшие экономить во время пандемии, вернулись к этой стратегии в условиях ограниченного предложения.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

К весне 2022 года граждане начали активно формировать накопления, сокращать повседневные необязательные расходы и больше экономить. По данным августовских опросов Nielsen, 73% потребителей выбирали магазин с самыми низкими ценами. По статистике ретейлеров и торговых сетей, популярность акций и скидок была выше, чем до кризиса.

Индекс потребительской активности (пункты)
Индекс потребительской активности (пункты)

На фоне общего снижения трат россияне проявляли особый интерес к частным сбережениям в 2022 году. Они инвестировали в рынок акций, криптовалют и другие активы. Это можно объяснить двумя возможными сценариями:

  • Привычкой людей экономить и откладывать
  • Сокращением предложения на рынке в связи с санкциями, эмбарго и последствиями пандемии COVID-19

Белла Рабинович приводит аргументы в пользу второго сценария.

По ее мнению, рост сбережений граждан — вынужденная сберегательная модель поведения. Такая же ситуация наблюдалась в 2021 году после начала пандемии и в феврале 2022 года. В ситуации неопределенности люди традиционно стремятся ограничить траты на необязательные расходы, а значит начинают копить. 

Уже в сентябре прошлого года затраты домохозяйств на услуги вернулись к показателям 2019 года. А по статье «Общепит» — даже превысили уровень 2019 года. Однако траты на непродовольственные товары так и не восстановились. В первую очередь это связано с сокращением ассортимента привычных брендов в РФ.

Двузначные темпы отставания от 2021 года наблюдаются в категориях «Одежда», «Спорт», «Мебель», «Бытовая техника» и «Телекоммуникационное оборудование». Главная причина — уход ряда зарубежных производителей и поставщиков.

В своей записке Белла Рабинович приходит к выводу, что ограничения трат потребителей связаны с недостаточным предложением. Люди просто не могли покупать то, к чему привыкли. Эксперт подчеркнула, что в среднесрочной перспективе может увеличиться спрос на услуги, но ожидать значительных изменений в финансовых стратегиях россиян не стоит. Однако со временем потребность населения в привычных вещах возьмет верх, и люди будут вынуждены отказаться от сберегательной модели.

Источники: Коммерсантъ

Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.6 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie