В России растет популярность рассрочки
Россияне активно пользуются рассрочкой при совершении покупок. В 2022 году количество сделок с помощью BNPL-сервиса выросло в 10 раз. Центробанк уже заинтересовался продуктом, рынком и методами взыскания долгов.
В ушедшем году потребительское кредитование с трудом вернулось к показателем 2021 года. При этом рассрочка демонстрирует рост популярности в десятки раз. Эксперты объясняют феномен низкой базой. Кроме того, рассрочка не является банковским продуктом и предусматривает максимально простое оформление. За счет этого ее популярность постоянно растет.
Получить рассрочку россияне сегодня могут даже без паспорта. Однако рынком и методами взыскания задолженностей уже интересуется Центробанк.
Совершение покупок с помощью BNPL-сервиса («покупай сейчас, плати потом») было запущено в 2021 году банком Тинькофф. Сегодня услугу предлагают многие финансовые учреждения страны. За время существования рассрочки граждане совершили покупки с оплатой частями на сумму около 10 млрд рублей.
Представители Тинькофф сообщают, что использование сервиса «Долями» выросло в 10 раз за 2022 год. Общий оборот по таким операциям также значительно увеличился по сравнению с 2021 годом.
При этом эксперты прогнозировали в августе 2022 года, что объем рассрочки в России не превысит 8 млрд рублей к концу декабря.
В России BNPL-сервис предлагают крупные банки и маркетплейсы:
- «Тинькофф» («Долями»)
- «Яндекс» («Сплит»)
- Сбербанк («Плати частями»)
- Ozon
- Альфа-банк («Подели»)
- ЦФТ (PayStep)
В последнее время рынок потребительского кредитования стагнирует, а рассрочка, наоборот, набирает популярность среди населения. Максим Налютин, представитель компании ДРТ, отмечает, что фактически оплата частями постепенно вытесняет POS-кредитование.
Представители «Технологии доверия» отмечают, что в Казахстане на BNPL-сервисы приходится 20% от общего объема рынка потребкредитования.
Алексей Тараповский, основатель Anderida Financial Group, отмечает, что, по оценкам аналитиков, уже к 2025 году мировый рынок рассрочки может достичь 400 млрд долларов, и к 2030 превысить показатели в 2-4 трлн долларов.
Так как оплата частями представляет собой аналог потребительского кредитования, Центробанк уже заинтересовался сервисом. Представители регулятора считают необходимым введение мер контроля BNPL-продуктов.
Например, рассматривается сближение норм законодательства о потребительском кредитовании и рассрочке. В частности, специалисты предлагают ввести меры оповещения должников о состоянии долга, содержании договора, способах начисления неустойки за просрочку.
У покупателя должна быть возможность в течение «периода охлаждения» вернуть товар и отказаться от оформления рассрочки.
Валерий Пивень, руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА, отмечает, что отсутствие регулирования может привести к информационной асимметрии. Граждане не будут в полной мере понимать механизм работы сервиса и проведения расчетов.
Роман Пархоменко, представитель коллегии адвокатов Pen & Paper, отметил, что отсутствие регламента приведет к тому, что поставщики услуг смогут предоставлять рассрочку на своих условиях, самостоятельно определять параметры работы с клиентами, в том числе и начисление штрафов за просрочку и применение других мер.
Источник: Коммерсантъ