Российский авторынок на дне: как изменились цены и поставки
Результаты июня и первого полугодия 2022 года показали двузначную отрицательную динамику по сравнению с тем же периодом 2021 года. К благоприятным трендам стоит отнести стабилизацию курса рубля, снижение цен у ведущих китайских брендов и рост рынка автокредитования.
Большая часть автозаводов сейчас стоит без работы. В июле российский автопром продолжит проводить перестройку, а марки из Китая — экспансию, преодолевая проблемы логистики. Отмечается, что запуск параллельного импорта требует принятия законодательных нововведений. На фоне указанных тенденций месячный объем продаж в размере 30–32 тысяч авто можно считать благоприятным результатом.
Как выживает российский авторынок
В течение последних трех месяцев авторитейл России переживает не лучшие времена. Выявлено уменьшение объемов продаж в пять раз. Основной причиной этого является отсутствие нужного рынку числа автомашин и повышенные цены, которые не соответствуют покупательской способности россиян. Некоторые дилеры придерживали запасы машин, оставшиеся с зимы, чтобы сохранить деятельность по продаже авто на несколько месяцев дольше.
В первой половине текущего года было продано 370 000 новых транспортных средств. Из них 277 тысяч были реализованы в период с января по март 2022 года.
В первый месяц лета лидеры Lada продали 7,5 тысячи новых машин, снижение составило более 80%. Наибольшей популярностью пользовалась Granta, было реализовано 3 305 авто. Спад продаж по ней достиг 77%. Базовая версия Classic составила основу продаж этой модели. Она предлагается без систем безопасности, поэтому подешевела до 678 тысяч рублей. В некоторых автосалонах за ней образовалась очередь до осени.
Еще одна модель АвтоВАЗа, которая пользуется высоким спросом — Vesta. В июне было продано 1 767 авто. Снижение продаж составило 85% за год. Однако по отношению к маю текущего года, когда было продано 1 538 машин, рост составил 15%. Дилеры не получают новых моделей Vesta из Ижевска и Тольятти уже несколько последних месяцев. Продажи были обеспечены за счет запасов на складах.
За шесть месяцев АвтоВАЗ продал 74,7 тысячи авто. Спад составил 63% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В 2021 году автогигант достиг максимального результата по продажам за последние несколько лет. Они составили 200 тысяч авто.
В июне машины отечественного производства заняли золото и серебро. Однако в пятерку топовых моделей в первый раз вошла китайская модель Haval Jolion. Всего было продано 892 машин. В июне по сравнению с маем на 61% выросли продажи автомобилей Газель. Это стало возможно за счет лизинга и госзаказа.
Автомобилей марки марки Kia продали 3,7 тысячи в июне, снижение составило 80%. Всего за полугодие было реализовано 45,6 тысячи таких машин, спад продаж достиг 58%. Помимо этого, в июне было продано 2,7 тысячи авто Hyundai, спад продаж — 86%. А за полугодие было реализовано 39,8 тысячи машин, снижение составило 56%.
Бизнес поддерживает калининградское производство. В Калининграде выпускают корейские модели, на этот сегмент приходится сейчас наибольшая доля отечественного авторынка. Неудивительно, что в топ-25 вошли 8 моделей из Кореи.
В период с мая по июнь на завод «Автотор» поступило несколько тысяч машинокомплектов, которые задержали на таможне весной. Благодаря этому почти все корейские модели, произведенные в Калининграде, были представлены на шоурумах. Исключение составила новая модель Kia Sportage, поскольку для нее нет в наличии деталей.
Всего продано 611 авто в AEB Sportage, которые представляют собой кроссоверы предыдущего поколения. Снижение продаж составило 69%. Авто новой комплектации уже представлены на сайтах-агрегаторах. Но их единицы, да и те попали в нашу страну благодаря перекупщикам через Казахстан.
Иные заводы для сбора Kia-Hyundai — в Северной столице и завод GM — пока не выпускают корейские машины из-за простоя. В июне 2022 года было продано: В целом машин этих марок осталось не так много, некоторым дилерам их хватит всего на 1-1,5 месяца. При этом спрос на них снижается, поскольку покупатели боятся приобретать машины иностранного производства из-за возможных сложностей с покупкой запчастей и, соответственно, отсутствия гарантии от дистрибьютора. Немного лучше дела в бизнесе обстоят у бренда Toyota — за счет более широких каналов поставок машин. Однако в июне дефицит автомобилей этой марки привел к тому, что она не вошла в топ-10 по популярности. В России продали всего 387 авто, спад за год составил 95%. Причем по итогам шести месяцев она все еще входит в пятерку самых продаваемых брендов — 18,6 тысячи авто со снижением продаж на 60%. Лидирующие позиции Европы и Японии на авторынке России уходят в прошлое. Им на смену приходят китайские модели. При этом продажи китайских машин снизились по сравнению с 2021 годом. Компания Haval за шесть месяцев продала 11 652 автомобиля, спад продаж в годовом выражении составил 28%. В июне текущего года было реализовано 1 637 авто, тогда как в июне прошлого года продали 3 509 машин. При этом, если проводить сравнение с маем 2022 года, когда было продано 892 машины, наметился активный прогресс — рост составил 84%. Аналогичная ситуация прослеживается и у иных китайских марок: Сложившаяся ситуация объясняется не столько нормализацией поставок, сколько уменьшением цен, которое достигается дистрибьюторами за счет поддержки, введенной по программам по F&I и trade-in. Три ведущих китайских бренда, а именно: Haval, Chery, Geely — продали за шесть месяцев 30,7 тысячи автомобилей. На них приходится почти 90% китайского сегмента на российском авторынке. Положительные изменения июня по отношению к маю этого года для некоторых марок могут дать надежду на восстановление российского авторынка. Однако это неверное суждение. По данным Russian Automotive Market Research, в июне этого года наиболее популярные автомобили из топ-20 существенно не подорожали и не стали дешевле. В основном действуют цены, которые с января 2022 года увеличились на 20-60%. В первый месяц лета по отношению к маю текущего года цены снизились на Lada Granta (−0,32%) и Skoda Rapid (−13,68%). Спад объемов продаж на российском авторынке наблюдается с июля прошлого года. Он объясняется не санкционными ограничениями, а проблемами с логистикой. В июле прошлого года в России было продано более 130 тысяч новых авто. В актуальных условиях вернуться к прежним объемам сложно. Ключевым благоприятным фактором для российского рынка является тот факт, что во второй половине 2022 года спрос на авторынке будет стимулировать правительство РФ. Поддержка составит 20,7 млрд рублей. Бюджетные деньги будут направлены на развитие таких направлений, как: Ожидается, что в результате можно будет реализовать около 80 тысяч машин. При этом каких-либо активных мероприятий на производствах пока не выявлено. Ключевой компанией российского авторынка является АвтоВАЗ. Он продолжит отгружать дилерам только упрощенные модели Granta из всей линейки автомобилей. Это несколько тысяч транспортных средств, которые будут распределены между почти 300 автосалонов. В июле запланированы поставки оптимизированных версий Niva Legend и Largus. Выпуск обновленной Vesta перенесли на 2023 год. УАЗ не может поставлять в дилерские центры необходимое количество машин Patriot. В некоторых салонах их уже нет в продаже. Бизнес держится на плаву благодаря ульяновской технике коммерческого назначения, в частности за счет моделей «буханок» и «головастиков». Группа ГАЗ, попавшая в конце мая под санкции США, планирует в июле на производстве сохранить пятидневную неделю. Ожидается выпуск 2–3 тысяч новых авто. Это почти в два раза меньше обычных показателей этого месяца. Китайские авто составляют важный сегмент авторынка в нашей стране. В России представлено 12 марок из КНР. Но стабильные поставки наблюдаются у следующих брендов: Отмечается, что и здесь сложности с поставками периодически бывают. В июле прошлого года было продано порядка 9,6 тысячи новых машин китайских марок. Июль этого года будет менее удачным. Основная часть автомобилей из Китая не имеет производства в России, а экспортируется. Здесь существуют проблемы: в мае текущего года экспортные поставки таких авто снизились почти в два раза. Существуют также трудности и с параллельным импортом. В действующей редакции закона о ввозе товаров не указано, что в электронном паспорте на авто не требуется согласие правообладателя. Этот пункт скорректирует в ближайшее время. Но стоит отметить, что каналов поставки машин уже сейчас осталось не так много. К примеру физлица, которые помогают ввозить автомобили из Казахстана и Киргизии, уже имеют заключенные контракты до конца 2022 года. Со многими производителями приходится вручную договариваться о продлении ОТТС. Законно продать машину в Россию без этого не представляется возможным. Источник: Банк Открытие
Kia Rio — 1 196 машин, спад 81%
Hyundai Solaris — 528 авто, снижение 93%
Creta —1 012 авто, спад 86%
Эти модели становятся сейчас дефицитными, к примеру, Rio сложно приобрести.
В топ-10 по продажам марок за полугодие вошли европейские авто:
Volkswagen — 14 500 автомобилей, спад за год составил 72%
Skoda — 14 600 авто, снижение 72%
Renault — 28 200 машин, спад за го
Прощайте, Европа и Япония: китайские модели укрепляются
Как изменились цены на авто в первом полугодии 2022 года
Июльский прогноз