Известия: мошенники придумали новую схему обмана с онлайн-кредитами
Мошенники придумали очередную схему развода клиентов банков. Она способна обойти все нововведения, которые законодатели планируют принять в 2023 году, включая самозапрет на получение кредитов и блокировку сомнительных счетов.
Клиентам предлагают назвать коды для подтверждения заявки на кредит и для привязки номера телефона. Завладев данными, злоумышленники получают доступ к кредитным средствам жертвы.
В чем суть схемы
Сотруднику Известий позвонил мошенник от имени сотрудника ВТБ Банка. Аферист поздравил журналиста с одобрением кредита и дополнительно направил ему два SMS:
- С разовым паролем для подтверждения заявки на кредит наличными
- С кодом для подтверждения телефона
Злоумышленник под видом сотрудника ВТБ Банка попросил назвать разовые СМС-пароли, чтобы якобы завершить процедуру оформления кредита. Вместо этого журналист «Известий» позвонил в банк и сообщил о мошенничестве. Сотрудник службы поддержки ВТБ сообщил, что он стал потенциальной жертвой новой схемы обмана.
Сотрудник ВТБ рассказал, как работает новая схема обмана:
Украденные средства по цепочке поступают на счет мошенника. Формально кредит оформлен на имя жертвы: обманутому гражданину придется объясняться с банком.
В чем опасность новой схемы развода
Представители ресурса по борьбе с мошенниками «Мошеловка» подтвердили Известиям, что начали получать обращения о новой схеме, связанной с онлайн-сервисом ВТБ Банка.
Координатор ресурса Евгения Лазарева отметила, что мошенники следят за нововведениями в законодательстве и адаптируют схемы развода под повестку.
Законодатели разработали меры по борьбе с мошенниками в банковской сфере. В Госдуму внесены проекты законов на самозапрет на оформление кредитов и период охлаждения на отправку средств на сомнительные банковские счета.
Аферисты внимательно следят за ситуацией и корректируют схемы обмана. Злоумышленники находят уязвимости в сервисах банков и разрабатывают эффективные алгоритмы убеждения. Одно из слабых мест — онлайн-анкета на выдачу кредита наличными.
Мошенники постоянно меняют и разрабатывают новые сценарии для воровства средств у доверчивых граждан. В пресс-службе Центробанка подчеркнули, что злоумышленники пытаются увеличить суммы хищений.
Координатор платформы «Мышеловка» Евгения Лазарева предупредила, что мошенники предпочитают работать с жертвами с хорошей кредитной историей. У большинства таких клиентов есть незакрытые счета в банках, продуктами которых они уже не пользуются.
Пока жалобы поступают только от клиентов ВТБ Банка. Но не исключено, что в будущем злоумышленники начнут работать от имени других крупных банков.
Дмитрий Дудков из F.A.C.C.T. подтвердил, что злоумышленники могут пытаться обмануть клиентов любых банков, у которых на сайте предусмотрены онлайн-формы для оформления заявок на кредиты.
Кто реальная жертва?
Коды подтверждения выступают аналогом простой электронной подписи (ПЭП). Суть схемы обмана в том, что договор оформляется на одно лицо, а подписывает его другое.
Дропы, данные которых аферисты использовали при заполнении заявки, могут сказать, что не давали акцепт на предоставление кредита. Обманутые клиенты в свою очередь могут сослаться на то, что не получали заемные средства на свои карты и счета.
Крайним в такой схеме оказывается не владелец мобильного телефона, не посредник, а банк, одобривший такой кредит.
Суды скорее всего откажут во взыскании денег с таких «заемщиков». Ведь банки несут определенные риски при оказании финансовых услуг через интернет.
Оба участника схемы формально ни при чем, согласна Евгения Лазарева из «Мошеловки». При этом эксперт подчеркивает, что жертва развода столкнется с неприятными последствиями в виде постоянных звонков от службы безопасности банка и с судебными разбирательствами.
Как не стать жертвой мошенничества
В ВТБ рассказали, что банк использует многоуровневую систему идентификации и аутентификации пользователей. Для оформления кредита нужно авторизоваться с учетной записью на «Госуслугах». Анкеты клиентов пробивают по базам бюро кредитных историй (БКИ).
Если клиент самостоятельно не подавал заявку на кредит, но получил SMS с одобрением, стоит связаться с представителями банка для уточнения информации.
Светлана Тарнопольская убеждена, что банки, которые столкнутся со случаями обмана клиентов, усилят механизм идентификации клиентов. Юрист настоятельно рекомендует никому не сообщать коды из СМС-сообщений и не вестись на «выгодные» предложения.
Дмитрий Дудков из F.A.C.C.T. считает, что банки могут предотвратить случаи мошенничества, если будут применять современные технологии защиты онлайн-каналов при предоставлении финуслуг.
Источник: Известия