THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Юрий Воронин выступил с предложениями на заседании Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации Федерального Собрания РФ

Главный финансовый уполномоченный выступил на заседании Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации с предложениями по улучшению работы института досудебного урегулирования споров.

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

В ходе проведения заседания Совета по развитию финансового рынка при Совете Федерации Федерального Собрания РФ выступил Юрий Воронин, главный финансовый уполномоченный. На заседании рассматривались вопросы защиты прав потребителей на рынке финансов. Воронин рассказал об итогах работа Службы финансового уплномоченного, а также предложил ряд изменений в отношении действующего законодательства. По его мнению, они позволят улучшить работу института досудебного урегулирования споров между финансовыми организациями и клиентами. 

Институт досудебного урегулирования споров ведет свою деятельность с июня 2019 года. За это время в службу финуполномоченного поступило 417 832 обращения, а также было вынесено 237 813 решений. Воронин подчеркнул, что  среднем обращение рассматривается за 16 дней, что очень оперативно по сравнению с аналогичными ведомствами в мире. Законодательно на рассмотрение обращение отводится 25 дней. 

Юрий Воронин отметил, что в системе защиты прав потребителей финансовых услуг Служба финансового уполномоченного находится на своем месте. Ее практическая деятельность помогла определить недочеты в имеющемся механизме. Их необходимо нивелировать для улучшения качества защиты интересов потребителей финансовых услуг.

Нужны правовые корректировки по разграничению компетенций финансового уполномоченного при рассмотрении финансовых споров, по мнению Воронина. Он предложил дать право омбудсмену уменьшать неустойку, установленную законодательно или договором, при очевидном несоответствии последствиям нарушенного обязательства финансовой организацией, а также взыскивать возмещение морального вреда. Это объясняется тем, что финансовый уполномоченный должен взыскивать неустойку во всех ситуациях в размере 100%. В результате финансовые организации обращаются с целью уменьшения неустойки в суд. Почти 50% оспоренных таким образом решений финансового уполномоченного приходятся на снижение неустойки.

Неблагоприятный эффект создается из-за отсутствия у финомбудсмена права взыскивать возмещение за моральный вред. Это вынуждает потребителя после финансового уполномоченного обращаться в суд, чтобы потребовать возмещение морального вреда. В 50% случаев потребители выигрывают. 

Некоторые замечания Воронина затронули негосударственное пенсионное обеспечение. Он предложил наделить правом финансового уполномоченного на рассмотрение:

  • Споров о неправомерных переводах пенсионных накоплений

  • Требований о назначении негосударственной пенсии

Кроме этого, он предложил отменить ограничение по размеру требований в спорах потребителей с НПФ, которое сейчас составляет 500 000 рублей. 

В отношении схемы рассмотрения обращений Воронин предложил дать право финансовому уполномоченному:

  • Направлять запросы потребителям финансовых услуг, необходимых для рассмотрения их обращений

  • Приостанавливать течение срока рассмотрения обращений при направлении запросов в Центробанк РФ, органы власти и иные ведомства

  • Увеличивать срок при предоставлении данных, документов, запрошенных у финансовой организации, если она предоставила доказательства того, что предоставить запрошенные документы или сведения в установленный законодательно срок не представляется возможным

Указанные предложения по расширению прав уполномоченного поддержал Совет по развитию финансового рынка. При этом он отметил необходимость дополнительного рассмотрения этого вопроса с институтами гражданского общества и законодателями.

Другие инициативы, предложение Ворониным, члены Совета также поддержали. Например, предложение о недопустимости предоставления в суд финансовыми организациями доказательств, которые не были представлены уполномоченному. Исключение составляют случаи, когда имеется обоснование невозможности их предъявления уполномоченному в период проведения досудебного урегулирования спора. Совет по развитию финансового рынка также поддержал предложение о недопустимости взыскания в пользу расходов, возникших по причине обращения к уполномоченному, а также требования с потребителей и финансового уполномоченного судебных издержек, понесенных финансовыми организациями при оспаривании решений уполномоченного. 

Члены Совета согласились с инициативой проработать варианты последующего расширения полномочий уполномоченного по нескольким направлениям. Среди них присутствуют:

  • Снятие ограничений по размеру и видам требований, рассматриваемых уполномоченным

  • Взаимодействие с участниками финансового рынка, которые сейчас не обязаны работать с финансовым уполномоченным

  • Выход за границы финансового рынка, рассмотрение споров по социальному страхованию, банкротстве физлиц

Совет подчеркнул актуальность и высокую социальную значимость инициатив финансового уполномоченного в отношении расширения списка доходов, на которые не может распространяться взыскание. В этой части Воронин предложил ввести запрет на требование:

  • Пенсий, которые получают заемщики, но предназначенные лицам, представителями которых они являются

  • Средства маткапитала

  • Субсидии на оплату жилых помещений и жилищно-коммунальных услуг

  • Компенсации расходов на оплату жилых помещений жилищно-коммунальных услуг

Члены Совета с учетом проведенной Службой финансового уполномоченного работы, а также значительного уменьшения нагрузки на судебную систему сделали вывод о том, что институт финансового уполномоченного продемонстрировал свою эффективность в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Информация была полезна?
14 оценок, среднее: 4.6 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie