Госдума рассмотрит законопроект об указании комиссий в договоре страхования

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Страховой бизнес будет вынужден раскрыть свою прибыль перед клиентами. Готовится соответствующий закон, который призван сделать рынок прозрачнее для клиентов. 

Новый закон обязывает указывать в договоре размер комиссии, уплаченной посреднику при продаже полиса, что обеспечит полное информирование клиента о том, сколько и кому он платит. Размер комиссии на этом рынке составляет десятки процентов, а посредники совершают до 70% всех продаж. По официальным заявлениям участников они поддерживают данную инициативу. Но имеются опасения, что в итоге это приведет к появлению скрытых платежей и увеличению судебных разбирательств застрахованных граждан со страховщиками. 

Депутаты рассмотрят законопроект, вынесенный на рассмотрение в феврале текущего года, в первом чтении 14 июля 2020 года. В первую очередь он коснется обязательных страховых полисов, таких как:

  • ОСАГО
  • Обеспечение потребительских кредитов
  • Страхование имущества туристов при выезде за рубеж
  • Защита жилья от чрезвычайных ситуаций
  • Вмененное страхование для допуска к профессиональной деятельности (оценщики, арбитражные управляющие, нотариусы)

Основная цель этого мероприятия - обеспечить полное информирование граждан о реальной стоимости услуги в целях соблюдения интересов клиента. Владение этой информацией позволит людям реально оценивать свои возможности по возврату части страховой премии в случае досрочного расторжения договора.

Комиссионные сборы посредников растут динамически. По данным ЦБ РФ за 1 квартал 2020 года эта цифра составила 29%. Лидерами на рынке являются банки, взимая в среднем 36,4%. на втором месте находятся дилеры автомобилей, получая вознаграждение в размере 35,9%. При этом были выявлены случаи, когда при оформлении страховки по кредиту премия посредника достигала 97%.

Рыночная величина комиссии должна присутствовать в добровольных видах страхования. Например, для КАСКО такой процент равен 25-30%, но автодилеры берут за услугу 40%. Если сравнить расценки за приобретение полиса для граждан, отправляющихся за границу, то на официальном сайте страховой компании комиссия равна 0%. Агент возьмет за такой же полис 15-20%, а туристическое агентство потребует все 40%.  

При продаже полисов обязательного автострахования официальная комиссия не должна превышать 10%. При этом посредники могут получать за прибыльных клиентов до 30-40% неофициально - с формулировкой оказания рекламных или других дополнительных услуг.

Представители банков и страховых компаний поддерживают принятие этого закона. Подобная практика широко распространена в мире, так как позволяет ликвидировать нечестных игроков и расширить рынок. 

В рамках договора коллективного страхования, который используется банками, эта возможность уже предусмотрена. Клиент может отправить запрос страховщику о размере комиссии и полной стоимости услуг. Но эта информация представляет собой несколько страниц документа. Чтобы изучить ее и сделать расчет, потребуется немало усилий и времени со стороны потребителя. Таким образом, человек или отвлекается от основной тематики страхового договора или подписывает сведения, не вникая в суть. 

После вступления в действие этого закона банки и страховые компании изменят форму документа таким образом, что сохранить прибыль и не вызывать много вопросов у клиента. Например, можно использовать в этих целях схему присоединения к общему пулу заемщиков без права менять условия  и влиять на число применяемых рисков.

По мнению брокеров данная инициатива будет иметь нежелательные последствия. Граждане, покупающие полис напрямую у страховщика без посредников, будут торговаться за снижение стоимости страхования на размер возможной комиссии. Или даже обращаться в суд за компенсацией. Законодательство и так предусматривает возможность раскрытия этой информации, строгие ограничения и обязательства не улучшат ситуации. Изменить страховой рынок можно только, используя иной подход к надзору за посредниками.

Согласно европейской директиве IDD условия равны для всех, в том числе для посредников, для которых такой вид деятельности не является основным. При этом требования установлены не для самого посредника, а для оказываемых услуг. Например, строго исключается конфликт интересов, что является основной проблемой при оформлении страховок в потребительском кредитовании. Также проверке подвергается квалификация участника рынка, не допускаются к работе компании, не достигшие определенного уровня.

Информация была полезна?
13 оценок, среднее: 4.9 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie