СОГАЗ пытался избежать ответственности за нарушение сроков
Накануне Нового года сотрудники СК «СОГАЗ» не увидели оснований для расторжения договора по ОСАГО и задержали на 18 дней возврат страховой премии клиенту. Однако страховщик пытался избежать штрафа за счет малозначительности нарушения.
Арбитражный суд Курской области назначил СОГАЗу штраф в размере 30 000 рублей по заявлению Банка России.
В июле клиент купил у СК полис ОСАГО на свой автомобиль. 29 декабря он направил заявление о расторжении договора по причине продажи транспортного средства. К заявлению был приложен договор аренды с правом выкупа, а также дополнительное соглашение. Согласно последнему документу от 15 декабря 2021 года, арендатор выкупил ТС. Новым владельцем автомобиля стало АО «КПАТП-1».
30 декабря у курского филиала СОГАЗ был последний рабочий день. Сотрудники не стали вникать в изучение представленных документов. Клиенту было направлено письмо, в котором СК сообщила, что не видит оснований для расторжения договора и просит представить оригинальный экземпляр договора ОСАГО. В результате клиент направил страховщику претензию 26 января текущего года. В тексте документа он требовал вернуть часть страховой премии, а также выплатить неустойку.
После повторного рассмотрения бумаг СК расторгла договор, вернула клиенту страховую премию (5 700 рублей). Позже СОГАЗ перечислил неустойку. Страховщик признал, что по ошибке направил клиенту письмо. Специалисты компании не учли информацию из дополнительного соглашения к договору аренды. Тем временем клиент успел направить жалобу в Банк России. Ведомство изучило ситуацию и составило протокол об административном правонарушении. СОГАЗ привлекли к ответственности и оштрафовали.
Страховщик обязан был перечислить деньги клиенту не позднее 12 января текущего года. Даже тот факт, что СК вернула часть страховой премии 30 января, не отменяет правонарушения. По этой причине арбитражный суд назначил СОГАЗу штраф в размере 30 000 рублей. СК была не согласна с наказанием и просила отменить штраф. Основанием для этого СОГАЗ привел факт выплаты клиенту неустойки и малозначительность правонарушения. Также СК просила заменить штраф на предупреждение. Суд оценил доводы ответчика, но не согласился с ними.
Тот факт, что страховщик уведомил клиента о необходимости предоставить оригинал договора, а также выплатил неустойку, не говорят о соблюдении сроков. Установленные законодательством правила были нарушены.Также суд отметил, что действие или бездействие может быть признано малозначительным нарушением при содержании признаков состава правонарушения, если оно не повлекло серьезных последствий и большого вреда. Также при этом может учитываться характеристика и роль правонарушителя.
Однако в данном случае суд не выявил уникальности случая, которая могла бы стать причиной для признания нарушения малозначительным. Задержка выплаты на 18 дней по закону считается значительной. Даже с учетом того, что СК выплатила сумму клиенту и неустойку, не отменяет нарушение и вину страховщика.
Что касается замены штрафа на предупреждение, в этом суд также отказал СОГАЗу. Такой вид наказания возможен, если правонарушение выявлено впервые. Однако система «КадАрбитр» содержит информацию о делах, в которых СК неоднократно привлекалась к административной ответственности за подобные случаи. С учетом всех обстоятельств, совершенное правонарушение не является для компании первым, поэтому наказание за него не может носить форму предупреждения. Суд назначил штраф в размере 30 000 рублей.
В течение года Банк России направил в арбитражные суды 16 заявлений об административных правонарушениях СОГАЗа. Из них по 6 делам в привлечении ответственности было отказано, так как был пропущен соответствующий срок. По остальным заявлениям компания была оштрафована на общую сумму 320 000 рублей. В большинстве случаев СК допускала нарушение сроков страховых выплат или рассмотрения заявлений.
Источник: АСН