THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Страховщики могут удерживать 23% стоимости ОСАГО

Центробанк в ответ на жалобы потребителей в «Народный топ» подтвердил, что страховщики имеют право удерживать 23% стоимости полиса ОСАГО. Правило действует даже в случае расторжения договора до начала действия.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

В «Народный топ» нередко поступают жалобы. После их рассмотрения выяснилось, что АльфаСтрахование отказывает в расторжении договоров. Ссылаются при отказе на пробелы законодательства и отсутствие технических возможностей. Регулятор подтвердил, что СК могут удерживать 23% уплаченной стоимости за полис даже в том случае, если он не начал действовать. Клиент может вернуть деньги только в случае смены собственника авто или при отзыве лицензии у страховщика.

Потребители обращаются с жалобами в «Народный топ» на СК АльфаСтрахование. Большинство обращений связано с тем, что компания отказывает в расторжении договора по ОСАГО до начала действия полиса. Как объясняют специалисты, у них нет технической возможности и соответствующих пунктов закона.

Клиенты в свою очередь полагают, что при расторжении договора до начала действия полиса они могут вернуть 100% стоимости страховки.

Представители СК сообщили, что подобные запросы поступают редко, а ситуации не регламентированы законом об ОСАГО. В случае заключения договора с клиентом компания несет расходы. Даже в случае расторжения соглашения до начала действия полиса страховщик имеет право удержать 23% от внесенной премии, отметили представители АльфаСтрахования.

После покупки полиса клиент сразу теряет эти деньги. Банк России подтвердил правоту СК. Причем трактовка была даже более жесткая.

Представители регулятора отметили, что потребители могут требовать расторжения договора только в крайних случаях. К ним относится лишение страховщика лицензии и изменение собственника автомобиля. Но даже в этих ситуациях СК имеет право удержать 23% уплаченной суммы за ОСАГО.

В затраты компании может входить комиссионное вознаграждение агенту и прочие расходы. Если потребитель расторгает договор после того, как он вступил в действие, «невозвратная доля» также увеличится.

Отметим, что в затраты могут входить комиссионное вознаграждение страховому агенту (в ОСАГО комиссия ограничена 10%) и иные расходы страховщика.

Ответ Банка России базируется на следующих пунктах законодательства:

  • Статья 958 ГК России. В документе указано, что в случае досрочного отказа от полиса премия не возвращается, если закон не предусматривает другого
  • Правила ОСАГО, пункт 1.14. Здесь предусмотрен ряд случаев, когда страхователь имеет право досрочно расторгнуть договор с СК. К ним относятся: отзыв лицензии компании и смена собственника ТС
  • Правила ОСАГО, пункт 1.16. В данном разделе есть информация о том, что в других случаях, кроме вышеназванных, потребитель не может досрочно расторгнуть соглашение

Если клиент отказывается от полиса на законных основаниях, то СК возвращает деньги в соответствии с 4 пунктом статьи закона об ОСАГО. Сумма страхового возмещения составляет 77% от страховой премии. Об этом говорится в приложении 3 к указанию Банка России о тарифах.

При проведении расчетов берется дата, следующая за днем обращения потребителя за прекращением срока действия полиса. Официальная дата досрочного погашения договора ОСАГО — день поступления в СК письменного заявления клиента и подтверждающих бумаг.

В соответствии с актуальным законодательством страхователь может вернуть часть премии только в том случае, если основанием для расторжения соглашения стало изменение собственника автомобиля или лишение компании лицензии. Это касается случаев, когда неистекший период страхования равен сроку действия договора. То есть клиент подает запрос до начала действия ОСАГО.

В остальных случаях получить возврат потребитель не имеет права. Причем дата подачи запроса не имеет значения. Также есть случаи, когда вернуть часть премии можно по инициативе третьих лиц. Это касается ситуаций, связанных со смертью владельца автомобиля, когда в СК обращаются наследники.

Страховщики могут прекратить с клиентом сотрудничество без возврата денег за полис, если к снижению премии привели недостоверные данные.

Источник: АСН

Информация была полезна?
10 оценок, среднее: 4.9 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie