Рекомендовано для вас
«Домашние деньги» и «Финотдел»: финансовая доступность не просто слова
Высокая закредитованность клиентов МФО – это миф. Об этом уверенно заявил Евгений Бернштам, председатель совета директоров финансовой группы Adela Financial Retail Group (МФО «Домашние деньги», «Финотдел», коллекторское агентство Sequoia Credit Consolidation) в интервью нашему журналисту Юлии Зиберт. Кроме этого, глава финансовой группы поделился планами развития компаний на 2015 год.
Сегодня много разговоров о высокой закредитованности граждан. По статистике, многие заемщики берут заем, чтобы расплатиться с предыдущим…
В нашей компании работает правило – пока не вернул один заем, не можешь получить следующую сумму в долг. Поэтому оформить второй заем для погашения ранее полученного не получится. Там, где следят за рисками, внедрены нормальные процедуры оценки заемщиков, проблемы с закредитованностью нет.
Клиенты банков и клиенты МФО отличаются, есть ли пересечения?
Пересечения невелики – около 25% заемщиков берут кредиты и в МФО, и в банках. В целом, публика разная.
Сегодня одна из миссий МФО – возврат заемщиков, испортивших свою кредитную историю, в строй банковских клиентов. Пользуются ли люди такой возможностью?
Действительно, МФО на сегодня подают сведения в БКИ, тем самым помогают исправить кредитную историю заемщикам, ранее ее испортившим. В 2013 году около 13 % наших клиентов таким образом реабилитировались. В этом году точных цифр нет, но процесс идет еще активнее.
То есть вы становитесь «кузницей заемщиков» для банков? А какое количество их предпочитают остаться клиентами МФО или возвращается после контакта с банками?
По статистике компании «Домашние деньги», половина клиентов обращаются к нам за повторным займом. Кроме того, подавляющая часть клиентов возвращаются обратно в нашу компанию через 3-4 месяца после финансовой реабилитации и ухода в банки. Причина? Банки не всегда умеют работать с данным сегментом. У нас удобно, быстро – это наши преимущества.
Есть ведь еще одна категория заемщиков – люди без кредитной истории вообще. Как вы относитесь к таким клиентам, как относятся к ним банки?
Банки таким клиентам не рады. Даже при предоставлении справок 2НДФЛ, для банков это клиент рисковый. Финансовая дисциплина не очевидна. Такие риски они на себя не примут. В МФО такие заемщики могут начать формировать свою кредитную историю с нуля.
Что касается компании «Финотдел», клиенты компании – представители малого бизнеса. Кто эти люди и какие у них потребности?
Это именно микробизнес, это те, кто хочет купить второй ларек или имеют цех по производству окон, но хотят организовать второй – по изготовлению дверей. Это люди, проживающие не только в мегаполисах, но и в небольших городах. Возвращаясь к вопросу с закредитованностью, данный сегмент не просто не закредитован, он недофинансирован. Он, кстати, хорошо растет, несмотря на кризисные явления. И это радует, ведь малый бизнес является основой роста экономики страны.
Выдаете ли вы займы в небольших поселках, городках?
Да, это одна из наших основным задач – «дотянуться» до тех мест, где нет отделений банков и даже «Почты России». Здесь у нас большие планы. В 2015 году «Домашние деньги» должны прийти в города с населением 5-10 тысяч человек. В 2014 году мы уже выполнили одну из задач – открыли свои отделения в городах с населения до 50 тысяч жителей. Обеспечивать финансовую доступность гражданам, вне зависимости от места проживания – общая задача для рынка микрофинансов.
Как вы оцениваете работу ЦБ по регулированию рынка?
Все опасения по поводу того, что придет мегарегулятор и так «зарегулирует» рынок, без учета особенностей, что МФО просто не смогут работать, не оправдались. Есть диалог с профессиональным сообществом. Для обсуждения вопросов, касающихся рынка, приглашают бизнес и СРО, и не «для галочки». Люди, которые осуществляют контроль и надзор за МФО в ЦБ, умеют слушать и воспринимать.
Оставить комментарий
Отмена