Ломбарды сокращаются и цифровизируются

Информация обновлена: 24.08.2020

Как меняется рынок ломбардов? Как он переживает пандемию и реагирует на законодательные новации? Коснулся ли ломбарды процесс цифровизации? На вопросы ответил Алексей Лазутин, председатель совета «Национальное Объединение Ломбардов».

– Как изменились ломбарды за последний год? Работают, как раньше, или цифровизируются?

– Представители ломбардного рынка в целом разделились на два фронта: тех, кто планомерно внедряют новые технологии, в том числе программное обеспечение и различные формы оплаты, а также, тех, кто пытается не замечать наметившиеся тенденции. Последние работают по старым, «традиционным» правилам. Но 2020 год показал, что по «старым правилам» работать ломбардам становится невозможно. И дело даже не в росте регуляторной нагрузки, а в невозможности в таком случае обслуживания потребителей в режиме ограничений. Если нет онлайн-сервисов, то работа практически прекращается. Рынок сильно изменился, если брать наиболее продвинутых участников, они ушли далеко от установки только нового ПО и возможности проведения безналичных платежей. 

Конечно, по закону ломбард обязан хранить залог у себя, поэтому полностью в онлайн ему уйти сложно, в отличии, например, от МФО, которые выдают беззалоговые займы. Но попытки сделать работу ломбарда автономной, автоматизированной, на рынке есть. Например, в РФ появился аппарат, способный выполнять функции ломбарда и работающий без участия человека. Первый «золотомат», под названием Custody Bot установлен в Москве, в одном из отделений Мосгорломбарда. Он способен принять украшение, оценить, выдать клиенту договор и деньги. Пока данный аппарат с регуляторной точки зрения может только проводить диагностику ювелирных украшений (с помощью спектрометра), но мы надеемся, что в скором времени он сможет выполнять полноценные функции ломбарда, ведь с технической точки зрения он уже может это делать. Осталось дождаться разрешения ЦБ по снятию регуляторных ограничений и признанию такого автономного аппарата ломбардом. 

– Как справлялись ломбарды в период пандемии со своими обязанностями? Как строилась работа с учетом ограничений?

– Несмотря на рекомендацию Центрального Банка о необходимости продолжать по возможности беспрерывное обслуживание потребителей, в некоторых регионах работа ломбардов была запрещена местным руководством. И в этих регионах, если у ломбардов не было возможности принимать дистанционную оплату, ситуация была, мягко говоря, крайне сложная. Причем, как для ломбардов, так и для потребителей. Многие ломбарды пошли навстречу клиентам, «замораживали» начисления процентов, порой, отказывались от реализации невостребованного имущества. При этом, примерно до конца мая наблюдалась тенденция некоторого проседания портфеля ломбардов, но сразу после снятия ограничений многие ломбарды вернулись к доковидным показателям. С учетом существенного роста цены на золото, базовый актив, принимаемый в ломбардах, а также отложенного спроса на займы, мы ожидаем рост объема выданных займов в этом году на уровне 35-50%.

Как и многие другие участники розничного рынка, работающие ломбарды, как правило, строго выполняли предписанные правила работы: социальное дистанцирование, перчаточно-масочный режим, использование септиков и различных дезинфицирующих средств, а в некоторых регионах – обязательное тестирование сотрудников на COVID.

– Как-то изменился портрет клиентов? 

– Во время карантина, в принципе, было мало клиентов, так как многим запрещалось выходить на улицу без соответствующего пропуска. Практически не было мигрантов, которые либо уехали домой, либо вообще не выходили на улицу. Чаще обращались микропредприниматели, и увеличилось количество займов под залог авто, бытовой техники и шуб. Но сразу после снятия ограничений целевая аудитория по большей части осталась, как в доковидное время.

– Состав участников рынка ломбардов поменялся?

– Госдума в июле приняла закон, касающийся деятельности ломбардов. Согласно документу, устанавливается максимальная сумма займа, она не должна превышать оценочную стоимость заложенной вещи. Кроме этого, повысилась минимальная стоимость невыкупленной клиентом вещи, которую ломбард реализовать на открытых торгах. «Цена вопроса» увеличилась в десять раз – с 30 тысяч до 300 тысяч рублей. Слово «ломбард» могут использовать только те компании, которые закрепили свой статус, войдя в реестр Банка России. ЦБ ведет реестр ломбардов по аналогии с МФО И КПК, то есть потеря номера в реестре для ломбарда означает конец деятельности. Долгожданное нововведение продление времен работы ломбарда до 23:00 часов, напомню, что по прежним правилам, они должны закрыться в 20-00.  

Конечно все это поменяет рынок, кто-то не выдержит регуляторной нагрузки, появятся ведь новые форм отчетности, работать под таким пристальным вниманием регулятора будет сложно. Но, по моему мнению, какие-то системных изменений на рынке можно ожидать не раньше следующего года, когда с учетом необходимости ввода новых форм отчетности участникам рынка предстоит выбрать: оставаться в статусе ломбарда, при существенном усилении регуляторного давления, перейти в смежные сегменты, или вовсе выйти из бизнеса. Думаю, что с учетом изменения базового закона, в части введения и исключения из реестра ломбардов, будет продолжена тенденция уменьшения юридических лиц участников рынка, при одновременном росте количества розничных подразделений сетевых операторов и консолидации рынка. То есть участников станет меньше, но они будут более технологичными, устойчивыми. 

– Какие вещи заемщики несут в ломбарды?

– Золото на первом месте – это более 90% ломбардного рынка, примерно 7% - авто, оставшиеся 3% - все остальное. По нашим оценкам, в среднесрочной перспективе распределение портфеля, в среднем, изменится не сильно. Однако, мы видим часть участников начинают активно наращивать ассортиментную матрицу принимаемых в залог вещей, наверное, в скором времени начнут появляться ломбарды-супермаркеты, которые будут принимать в залог все, или почти все движимое имущество. 

Резюмируя, можно сказать, что рынок станет меньше по количеству участников, мелкие игроки будут объединяться, или переходить в статус комиссионных магазинов. Тон будут задавать сетевые ломбарды, которые идут в ногу со временем, способны выжить в условиях повышенного внимания со стороны Банка России, не чужды цифровизации, могут быстро адаптироваться под запросы клиентов.

Оставить комментарий