О недобросовестных практиках в кредитном страховании рассказал финансовый уполномоченный
При обработке заявлений о взыскании средств за страховые услуги, навязанные заемщику при оформлении потребкредита, стоимость этих услуг может трактоваться как убытки, понесенные потребителем. Об этом сообщила Светлана Никитина, финансовый уполномоченный, в очередном номере «Вестника Службы финансового уполномоченного». Она подробно рассказала о недобросовестных практиках в области страхования при оформлении кредитов.
По мнению финансового уполномоченного, навязанными услугами становятся услуги по личному страхованию. В данном случае речь идет о страховании жизни, а также о страховании от несчастных случаев и болезней. Наибольшее число обращений от общего количества немоторных видов страхования поступает в отношении страхования жизни. При рассмотрении заявлений, направленных в связи с навязыванием услуг страхования, финансовый уполномоченный определяет, предоставлялась ли возможность заявителю оформить ссуду без заключения договора страхования. Оказывается, это несложно определить. Для этого необходимо изучить, как звучит кредитное предложение.
Граждане должны иметь возможность выбора, заключать ли им договор страхования или согласиться на увеличенный кредитный процент, считает Светлана Никитина. Если такая альтернатива не была предоставлена, то, следовательно, заключение договора страхования было навязано. В данном случае финансовым уполномоченным принимается решение о полном удовлетворении требований заявителя, то есть о возврате стоимости услуг страхования. Финансовый уполномоченный также отметила, что стоимость навязанных услуг страхования считается убытками, причиненными гражданину финансовой организацией. В данном случае нарушителем является не страховая организация, а финансовое учреждение, предоставившее кредит. Соответственно, убытки взыскиваются с последней.
Также финансовый уполномоченный рассказала о примере недобросовестной практики в области кредитного страхования в части периода охлаждения. Напомним, что с 2018 года данный период минимально может составлять 14 дней. Однако страховые организации имеют право установить более продолжительный период охлаждения.
Светлана Никитина отметила, что существуют договоры страхования, предусматривающие возврат страховой премии при его досрочном расторжении после истечения периода охлаждения. По таким договорам прослеживается иная проблема — отсутствие четких параметров определения суммы страховой премии, подлежащей возврату. К примеру, одна страховая организация в договорах приводит размер ее расходов на ведение дела — до 98%. Данная трактовка не является достаточно прозрачной, так как определяет только верхнюю границу расходов, которые будут удержаны страховой компанией из суммы страховой премии, возвращаемой потребителю. Финансовый уполномоченный считает, что страховые организации должны формулировать условие о возврате страховой премии при расторжении договора по инициативе страхователя максимально четко и понятно.