Рекомендовано для вас
СРО МиР предложила регуляторам и властям компромиссные решения
Объединение направило в Госдуму, Совфед и Банк России отзыв на законопроект №684667-7. СРО «МиР» разделяет позицию регуляторов и властей, что дальнейший ввод ограничений на микрофинансовом рынке для его окончательной очистки от недобросовестных практик необходим.
В этой системе координат законопроект № №684667-7 («О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях») является закономерным и логичным продолжением. Вместе с тем, на наш взгляд, ограничения должны быть частью пропорционального регулирования, и стимулировать МФО к повышению эффективности деятельности, а не сворачиванию бизнеса. Поэтому СРО «МиР» предложила целый пакет изменений в законопроект, касающихся самых обсуждаемых регуляторных новаций, который он предусматривает.
Соответствующее письмо было отправлено объединением в Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ и Банк России в конце прошлой недели.
- Изначально законопроект предлагает распространение требований к деловой репутации отдельных владельцев и отдельных сотрудников МКК. Учитывая болезненный опыт первого внедрения таких требований, который наблюдался в МФК, это будет означать резкое единовременное сокращение количества специалистов на позиции главных бухгалтеров и их заместителей. СРО «МиР» предложила распространить требование к деловой репутации только на акционеров и руководителей МКК, и не распространять на бухгалтеров и их заместителей
- Одним из самых обсуждаемых в последние полтора месяца стал вопрос увеличения минимально допустимого размера капитала МКК до 5 млн рублей (с 10 тыс. рублей). Несомненно, поднятие планки необходимо. Но, если оно будет происходить столь резко, с рынка может уйти до 2/3 МКК, что в свою очередь будет провоцировать их на «жесткое» взыскание перед уходом, а в дальнейшем рост нелегального рынка кредитования. Особенно сильно такая мера, по оценке СРО «МиР», должна сказаться на небольших региональных МКК (сейчас только чуть более 20% МКК обладают капиталом от 5 млн рублей включительно, еще у 15% он составляет от 1 млн до 5 млн рублей, а у остальных 65% - менее 1 млн рублей). Предложение СРО «МиР» - поднимать порог минимального размера постепенно: по 1 млн в год (т.е. растянуть на 5 лет). Усредненным решением также могло бы стать поднятие в течение трех лет (до 1 млн в первый год, до 3 млн – во второй год и до 5 млн в третий год)
- Что касается увеличения минимальной суммы привлекаемых средств до 3 млн рублей, то к этому предложению у участников рынка, пожалуй, больше всего вопросов. Изначальный запрет на привлечение средств физлиц МКК и введение минимального порога вложений в МФК в размере 1,5 млн рублей были призваны отсечь т.н. непрофессиональных инвесторов и тем самым защитить от более рискованного в сравнении с банковскими вкладами инструмента обычных граждан. Также необходимо понимать, что благодаря этой мере на сегодняшний день привлекать средства физлиц могут лишь 50 компаний из 2 тыс. МФО
- Вместе с тем, и здесь, по мнению СРО «МиР», можно прийти к компромиссу. Например, ввести норму, которая разрешала бы привлекать средства физлиц только тем МФК, у которых есть рейтинг (с ежегодным его подтверждением). Кроме того, мы предлагаем проводить проверку квалификации физлиц - заимодавцев, не являющихся учредителями МФК
- Что касается запрета на выдачу займов под залог недвижимости, мы предложили «смягчить» эту меру запретом на выдачу займов на сумму менее 50% от суммы кадастровой стоимости закладываемого жилья. Перечень предложений также содержит корректировку очевидной несогласованности между правками в Федеральные законы №115-ФЗ и №151-ФЗ, которую содержит текущая версия законопроекта
СРО «МиР» образована ведущими компаниями микрофинансового рынка в 2013 году. Доля совокупного портфеля МФО-членов СРО «МиР» составляет порядка 70% от общего портфеля всех российских МФО. Основная миссия организации – содействовать развитию рынка микрофинансирования в РФ с целью повышения доступности финансовых услуг и защиты прав их потребителей.
Оставить комментарий
Отмена