THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

МФО начнут проверять клиентов по новым стандартам ЦБ

Центробанк опубликовал новые требования к идентификации заемщиков. Микрофинансовые компании начнут их применять в апреле этого года. Большая часть крупных МФО уже их использует в работе и предлагает новые меры проверки.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Новый стандарт

Центробанк систематизировал методы проверки документов заемщиков, которыми должны руководствоваться микрофинансовые компании при предоставлении займов. Большая часть ведущих МФО уже пользуется такими критериями и готовы предложить дополнительные способы проверки. Стоит отметить, что к инцидентам с мошенническими схемами зачастую приводит безответственное отношение к персональным данным самих клиентов. 

Регулятор обязал МФО проверять личность заемщика по конкретным параметрам при предоставлении займа дистанционно. В базовом стандарте совершения микрофинансовой организацией операций на фондовом рынке, опубликованном 23 января, указано десять способов проверки. Из них МФО обязаны применять минимум пять методов, а с использованием высокотехнологичных средстве — еще три. 

Например, МФО должны проверять действительность документа, удостоверяющего личность. Для этого используются сервисы органов власти, кредитная история, внешнее соответствие клиента, действительность номера телефона, банковской карты и иное. Новые правила начнут работать с 23 апреля. Регулятор считает, что их использование позволит предотвратить кражи с использованием чужих персданных. 

Отметим, что в разработке документа ЦБ принимали активное участие представители МФО. Новый стандарт включает возможности, которые уже доступны рынку, отметил Эльман Мехтиев, председатель совета СРО «МиР». Процедура оформления займа останется такой же простой, как и была ранее.

У основных компаний процесс обслуживания заемщиков останется прежним, поскольку их способы оценки клиента уже соответствуют новому документу, отметил Андрей Пономарев, генеральный директор онлайн-сервиса Webbankir.

Дополнительные меры проверки

Илья Жарский, управляющий партнер экспертной группы Veta, отметил, что в МФО можно получить займ за 5-10 минут благодаря упрощенной идентификации заемщика. Злоумышленники этим пользуются, и в 20% случаев займы предоставляются с использованием мошеннических схем. Поэтому незаконное использование персональных данных по-прежнему является очень актуальной проблемой. 

Участники микрофинансового рынка опасаются, что даже продвинутые технологии не смогут защитить от небрежного использования персональных данных. Мехтиев отметил, что не все пользователи сейчас установили двухфакторную идентификацию на портале «Госуслуги». Это открывает лазейку для мошенников в отношении перехвата учетных данных и получения денег от имени жертв. 

Сергей Весовщук, генеральный директор MoneyMan, отметил, что новый стандарт проверки заемщиков может привести к значительным трудностям небольших МФО. Компании, имеющие низкий информационно-технический уровень, могут уйти с финансового рынка. Для предотвращения мошеннических действий следует внести соответствующие изменения в законодательство о персональных данных, полагают участники рынка МФО.

Пономарев считает, что если бы у микрофинансовых компаний был доступ к данным сотовых операторов и кредитных организаций о принадлежности телефонных номеров и банковских карт, то это в несколько раз снизило бы число случаев  с мошенничеством. Например, компания может проверить, что банковская карта, указанная в заявке, является активной, но не может узнать, кому принадлежит привязанный к ней счет, поскольку эти данные являются банковской тайной. 

В числе дополнительных мер в борьбе с мошенническими схемами Весовщук назвал взаимодействие с государственными сервисами «Цифровой профиль клиента» и «Госключ».

Источник: Коммерсантъ

Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.6 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie