THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

МФО стали больше предоставлять среднесрочные ссуды

В России существенно увеличился объем предоставленных среднесрочных займов с января по август этого года. Общий объем выдач достиг двухлетнего максимума. Однако на практике такие займы приближены по своим характеристикам к краткосрочным.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Микрофинансовые компании ищут каналы восстановления рынка. Это выражается в том, что некоторые из них стали постепенно вносить послабления в отношении среднесрочных займов. 

В практическом плане такие микрозаймы являются приближенными по своим параметрам к краткосрочным. Положение в экономике характеризуется нестабильностью, поэтому проанализировать способность заемщика обслуживать свой долг в долгосрочном периоде сложно. 

Объем предоставленных среднесрочных микрозаймов в период с января по август вырос на 48% в годовом выражении, по сведениям МФК «Лайм-Займ». Совокупный объем выдачи по результатам последнего месяца лета 2022 года достиг 462,8 млн рублей. Это соответствует двухлетнему максимуму.

Средняя сумма предоставленных займов достигла двухлетнего максимума и составила 18,8 тысячи рублей. Данный показатель превышал этот результат только в апреле 2022 года, когда составил 19,4 тысячи рублей.

Среднесрочные займы предоставляются на срок свыше 30 дней. Процентная ставка по ним составляет 0,7-0,8% в день. 

В первой половине года на рынке микрофинансирования прослеживалось сокращение выдач в сегменте таких займов, по данным Банка России. В первом квартале оно составило 4%, а во втором — 9%. Отмечается, что в период с апреля по июнь стали расти среднесрочные займы, предоставляемые в онлайне. По своим характеристикам они схожи с займами до зарплаты на короткий срок. 

Во втором квартале МФО ужесточили скоринг клиентов и стали более тщательно подходить к оценке риска из-за экономической неопределенности. В мае средняя сумма займа уменьшилась до 13,5 тысячи рублей, по данным компании «Лайм-Займ». При этом в июне прослеживалось восстановление рынка, а в августе средняя сумма займа выросла на 13% по сравнению с началом текущего года. 

Такие темпы в «Лайм-Займе» объясняют в некоторой степени нормализацией положения в экономике и высоким сезоном, отпусками и подготовкой к школе. 

Андрей Клейменов, генеральный директор ГК Eqvanta, отметил, что стратегия их компании основывается на развитии доли среднесрочных займов, а в начале текущего года процент таких займов составлял 40% от общего числа выдач компании. 

Но события февраля в этом году внесли свои изменения. Компания акцентировала внимание на краткосрочных займах, поскольку небольшие суммы и срок помогают повысить оборачиваемость денег и сократить риск. 

В марте текущего года доля среднесрочных займов в МФК уменьшилась с 40 до 28% в общей сумме выдач. Однако с июля этого года ГК Eqvanta стала постепенно наращивать долю среднесрочных займов. 

На фоне более жесткого скоринга со стороны кредитных организаций на рынок микрофинансирования вышли представители МСП. Увеличение объема выдач краткосрочных займов у некоторых компаний можно обосновать взаимодействием с этой целевой аудиторией, отметил Игорь Смирнов, генеральный директор КК Creditter.

Как правило, заемщиком сегмента краткосрочных займов является человек в возрасте от 30 до 40 лет, а в 70% случаев это наемный сотрудник, имеющий постоянный ежемесячный доход в размере 45-60 тысяч рублей. 

Более строгий скоринг дал свои результаты. Если по рынку МФО доля просроченной задолженности со сроком свыше 90 дней равна примерно 35%, то в секторе длинных займов на 5-10 процентных пунктов ниже. 

При этом вряд ли увеличение сегмента краткосрочных займов станет устойчивой тенденцией. Такого мнения придерживаются участники рынка МФО. Риск-политики микрофинансирования в текущем году сместились в сторону продуктов с более коротким сроком, отмечает генеральный директор Webbankir Андрей Пономарев. 

Риски в сегменте среднесрочных займов сейчас для МФО выше, чем с более коротким сроком. По этой причине необходимо брать во внимание, каким будет финансовое положение клиента через полгода или год. Это труднее, чем оценить поведение клиента в течение 30 дней, особенно в условиях неопределенности на рынке.

Источник: Коммерсантъ

Информация была полезна?
12 оценок, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie