THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

МФО испытывают дефицит кредитов

Микрофинансовые организации столкнулись с дефицитом кредитов. На фоне таких сложностей компании стали активнее использовать средства физических лиц, в том числе ИП. Особенно это характерно для небольших игроков рынка, которые не могут обратиться в банк или выпустить ценные бумаги для привлечения капитала.

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Граждане в условиях финансовой нестабильности не спешат инвестировать в МФО. Многие предпочитают высокодоходным займам со ставками до 20% годовых более надежные банковские депозиты. Последние защищены по системе АСВ.

Представители микрофинансовой компании Лайм Займ рассказали журналистам, что за 9 месяцев текущего года им удалось привлечь финансирование от физических лиц в размере почти 127 миллионов рублей. Показатель в 2,3 раза вырос по сравнению с данными на начало года.

По отчетам других игроков рынка видно, что почти вдвое этот вариант финансирования увеличился в компаниях Юпитер 6 и Быстроденьги. МФК Веббанкир привлекла от физических лиц в 1,4 раза больше средств, чем на начало года.

Представители Лайм Займа поясняют, что участники рынка микрокредитования в России вынужденно пересматривают структуру своего фондирования. На это повлияло в большей степени закрытие доступа к зарубежному фондированию. Банковское кредитование также серьезно ограничено для сектора МФО.

Роман Макаров, генеральный директор компании Займер, рассказал, что каждый источник финансирования имеет свои цели. Для покрытия кассовых разрывов при интенсивном росте используются деньги, полученные в кредит от банков. Текущие выдачи финансируются из средств, привлеченных от физических лиц по договорам займов. Для обеспечения развития компании, реализации новых проектов и увеличения доли рынка используют капитал, привлеченный по займам на рынке публичного долга.

Илья Соловий, финансовый директор платформы Веббанкир, признает, что привлекать заемные средства на открытом рынке стало дороже. Летом текущего года компания выпустила ценные бумаги на 100 миллионов рублей с высокой ставкой почти 16,6% годовых. 

По статистике от Bonds Lab, некоторые выпуски облигаций МФО размещаются 2-3 месяца. При этом компаниям удается привлечь не более 50% финансирования, несмотря на высокие ставки до 20%.

Артем Быков, генеральный директор МФК МигКредит, отмечает, что выпуск ценных бумаг сегодня стал дорогим инструментом с точки зрения организации процесса. Компаниям невыгодно размещать облигации на сумму менее 50 миллионов рублей. При этом выпуск 300-500 миллионов рублей, который является стандартным для рынка, сопряжен с невозможностью быстро утилизировать полученные средства.

Более выгодным способом привлечения капитала для МФО выглядит банковский кредит. Его отличают невысокие ставки. Однако кредитование МФО предоставляется в стране ограниченным количеством учреждений.

Соловий рассказал, что сами компании также не готовы наращивать свои кредиты по аналогии с началом текущего года. Если в первой половине выдача увеличивалась в 1,5-2 раза по сравнению с 2021 годом, то сегодня показатели значительно сократились. Сейчас рост по сравнению с прошлым годом не превышает 20%.

Представители ИК Иволга-Капитал сообщают, что по займам от физических лиц ставки в 2022 году варьировались в пределах 11-25%. Антон Храпыкин, представитель финтех-группы IDF Eurasia, отметил, что такие продукты ориентированы на граждан, которые хотят получать высокий доход от инвестиций по сравнению с классическими банковскими вкладами.

Россияне могут инвестировать в развитие МФО двумя способами. К первому относятся высокодоходные займы компаниям. Он доступен всем гражданам с накоплениями от 1,5 миллиона рублей. Второй вариант — покупка облигаций. Это способ вложения капитала предназначен для квалифицированных инвесторов, уточняет Макаров.

Источник: Коммерсантъ

Информация была полезна?
15 оценок, среднее: 4.7 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie