Union Pay собрались выпускать еще два крупных банка
К эмиссии карточек Union Pay готовятся еще две финансовые организации — Московский кредитный банк и Дом.РФ. Об этом рассказали официальные представители указанных банков «Известиям». Дом.РФ планирует выпустить китайский «пластик» уже в 2023 году.
Потенциал кобейджинговых карточек Union Pay составляет по оценкам экспертов до 8% рынка. По мнению специалистов, спрос на банковские карты китайской платежной системы зависит от цены их выпуска. Сейчас стоимость создания каждой карты доходит до 10 000 рублей. После того как на финансовом рынке РФ появятся новые игроки, стоимость «пластика» может опуститься.
Планы на выпуск карт
Представители МКБ сообщили в СМИ, что сейчас банк изучает все нюансы работы платежной системы КНР и планирует начать эмиссию к 2023 году. Банковский продукт будет совместным (кобейджинговым), то есть будут использоваться сразу две платежные системы — МИР и Union Pay.
Ранее информацией по выпуску китайских карт делились такие известные российские банки, как Абсолют Банк, Росбанк, Ак Барс и Хоум Кредит. По последним данным Абсолют банк находится в стадии согласования заявления на подключение к Юнион Пэй. Кредитная организация рассчитывает начать эмиссию уже к концу 2022 года или в первом квартале 2023 года. Представители Ак Барса подтвердили информацию о том, что работа в данном направлении ими ведется, но конкретные сроки пока что не называют.
Хоум Кредит занимается аналитикой спроса карточек китайской платежной системы, а также считает экономический эффект от запуска нового продукта. Спрос на китайский «пластик» упал по сравнению с весной 2022 года. По результатам опросов, проводимых специалистами Хоум Кредит Банка, в марте и апреле карты планировали приобрести 14% россиян, а в августе количество желающих составило всего 8-9%. Окончательное решение примут после всестороннего изучения всех факторов.
Переоценивать масштабы китайской платежной системы точно не стоит. Union Pay нельзя назвать полноценной заменой Mastercard и Visa. Такого мнения придерживается Новикомбанк. В кредитной организации отметили, что подали запрос в платежную систему еще весной, но ответа так и не дождались.
Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков считает, что Union Pay может занять 5-8% отечественного рынка банковских карт, если Visa и Mastercard не вернутся в Россию в ближайшее время. По его словам, 11 финорганизаций вправе на официальном уровне выпускать данные карты, а ряд банков только находится на стадии переговоров или проходит процедуру согласования.
По мнению ведущего аналитика по рейтингам банков «Эксперт РА» Евгения Романова спрос на Юнион Пэй будет зависеть от конечной стоимости продукта для потребителей. Покупая подобные карты, необходимо понимать, что они предназначены, в первую очередь, для путешествий. Туристы могут расплачиваться при помощи китайского «пластика» в ТЦ или крупных моллах, но при этом при оплате в небольших магазинчиках могут наблюдаться сложности.
С платежной системой работает ограниченное количество финорганизаций. Необходимо также помнить про то, что некоторые платежные сервисы были заблокированы для пользователей из РФ по политическим причинам. Но в целом на популярных маршрутах в дружественных странах, особенно на тех, что хорошо освоены китайцами, проблем с использованием Union Pay возникнуть не должно.
Вопрос о конкуренции
Высокие темпы эмиссии карт китайской платежной системы сохраняются. С начала текущего года было выпущено более 85 000 карточек, в том числе кобейджинговые с МИР. Об этом СМИ поведали представители Россельхозбанка. В Почта Банке объем выпуска составил 10 000 носителей в месяц, а с марта по июнь 2022 года пользователи потратили порядка 4 млрд рублей при оплате по Юнион Пэй. Причем 90% всех операций приходится на покупки за рубежом в иностранных магазинах.
Россияне тратят деньги на пополнение электронных кошельков, покупку билетов на самолеты, одежды, запасных частей для автомобилей, а также на оплату бизнес-услуг. В топ стран, в которых расплачиваются карточками наши соотечественники, вошли Италия, Турция, ОАЭ, Сингапур и Нидерланды. Средний чек в июне составил 15 600 рублей для покупок по «пластику» и от 26 000 рублей по снятию наличных.
По словам эксперта по цифровым активам маркетплейса «Финмир» Игоря Паня, ажиотажный спрос на кобейджинговые карточки наблюдался весной 2022 года, даже несмотря на высокую стоимость эмиссии — до 30 000 рублей.
По мнению специалиста, дальнейшее увеличение количества участников собьет стоимость приобретения и обслуживания карт Юнион Пэй. Ведь ценообразование — это рыночный процесс. Повода для вмешательств со стороны ФАС и Банка России нет, так как рынок отрегулирует себя сам, стоимость «пластика» будет сведена к минимуму. Сегодня карту Union Pay уже можно купить за 1 200-10 000 рублей. Обслуживание составляет от 99 рублей в месяц.
Как отметил ведущий аналитик по рейтингам банков «Эксперт РА» Евгений Романов, на начальном этапе продвижения банковского продукта в условиях повышенного спроса стоимость всегда завышена. После того, как ажиотаж спадет и пользователи трезво оценят достоинства и недостатки нового продукта, ситуация со спросом стабилизируется. Благодаря решению многих технических вопросов при организации выпуска карт их стоимость снизится. Но рассчитывать на то, что уровень цен будет сопоставимым с Visa и Mastercard до введения санкций, не приходится.
По мнению аналитика, опасения КНР касательно санкционных рисков со стороны США и стремление сохранить позиции Union Pay на международных рынках вынудят Китай действовать осторожно и последовательно, оценивая реакцию Вашингтона. В результате одобрение заявок от российских финорганизаций будет контролироваться.
Источник: Известия