ВТБ: Во втором полугодии 2021 года у 80% россиян мошенники пытались похитить деньги с банковских счетов
Три четверти российских граждан используют современные инструменты для того, чтобы защитить свои деньги от действий мошенников. Известны самые популярные из них.
Во второй половине года свыше 80% российских граждан сталкивались со злоумышленниками, которые пытались похитить средства с их счетов в банке. Это показали итоги опроса, проведенного среди клиентов ВТБ. 75% опрошенных пользуются различными инструментами для защиты своих финансов от мошенников, остальные 25% уверены, что сумеют самостоятельно выявить злоумышленников.
Блокировка нежелательных звонков является самым востребованным способом защиты от телефонных и иных мошенников — об этом стало известно по данным опроса ВТБ. Его использует 58% респондентов. Еще 35% участников опроса рассчитывают на определитель номера, а 26% устанавливают на смартфоны антивирусные программы. 19% используют биометрические данные. Некоторые клиенты ВТБ не отвечают на вызовы с незнакомых номеров.
Чтобы защитить свои деньги в интернете, 40% респондентов используют длинные пароли либо предусматривают индивидуальный пароль для каждого сервиса. Российские граждане стараются меньше использовать открытый Wi-Fi, на регулярной основе обновляют операционную систему своих гаджетов и оформляют отдельные карты, в том числе виртуальные, для совершения покупок в интернете.
50% клиентов банка, которые не используют специальные методы защиты, надеется самостоятельно выявить мошенников, а 25% не знают о существующих инструментах для этого. Примерно 15% никогда не задумывались о технологических решениях, которые помогут защитить их деньги.
Только 16% респондентов за последние шесть месяцев не сталкивались с мошенническими действиями. 38% опрошенных во второй половине года более трех раз общались со злоумышленниками, а еще 44% — от одного до трех раз. Практически каждый, кто столкнулся с мошенническими действиями, испытывал воздействие по телефону. При этом в 86% случаев злоумышленники звонили от лица специалистов кредитных организаций или службы безопасности банков. Треть звонков поступило от роботов-автоинформаторов. 25% из тех, кому поступили звонки от злоумышленников, разговаривали с якобы работниками правоохранительных органов, а еще 7% — с псевдосотрудниками государственных ведомств или коммерческих организаций. Зафиксированы случаи звонков от мошенников по объявлениям на крупных маркетплейсах.
Пятой части опрошенных злоумышленники отправляли SMS и сообщения в мессенджеры. В 59% случаев они представлялись специалистами кредитных организаций. Примерно столько же сообщений, не вызывающих доверия, приходило с неизвестных номеров. Около 10% респондентов столкнулись с другими схемами мошеннических действий. Они получали письма по электронной почте, сообщения в соцсетях или на сайтах объявлений, а также заходили на фишинговые сайты или видели поддельные баннеры. 5% клиентов банка выявили на своих цифровых устройствах вирусные программы.
В ВТБ отметили, что в связи с повышением активности мошеннической деятельности приоритетным является вопрос защиты средств на счетах клиентов. Многие россияне уже неоднократно сталкивались с телефонными звонками, при которых мошенники пытаются выманить деньги. Становятся популярными гибридные методы, при которых телефонные звонки используются совместно с фишинговыми сайтами.
Банк на постоянной основе улучшает систему защиты. В нынешнем году было отражено свыше 1 млн атак мошенников, что помогло сохранить более 14 млрд рублей граждан. Это на 66% выше показателя прошлого года. ВТБ рекомендует клиентам быть осторожными и пользоваться инструментами защиты. Кроме этого, банк предлагает воспользоваться программой страхования карт и счетов. С ее помощью можно будет возместить потери даже в том случае, если мошенникам удалось украсть деньги клиента.