Как обострение геополитики отразилось на рынке лизинга в первом полугодии 2022 года
Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» рассказали, как обострение геополитической обстановки и санкционное давление в отношении России повлияло на различные сегменты лизингового рынка.
Результаты первых шести месяцев 2022 года показали, что объем нового бизнеса на лизинговом рынке составил 770 млрд рублей. Снижение достигло 19% по отношению к аналогичному периоду 2021 года. Об этом стало известно на основании результатов исследования рейтингового агентства «Эксперт РА». Сокращение объясняется состоянием инвестиционной активности бизнеса на фоне обострения геополитики и введения антироссийских санкций. Лизинговый бизнес столкнулся с дефицитом техники и повышением цен на нее. Это произошло из-за ухода из России некоторых крупных иностранных производителей оборудования и нарушения логистических цепочек.
На спрос в сфере лизинга оказало давление существенное повышение ключевой ставки весной этого года. Это способствовало удорожанию лизинговых услуг. Аналогичный спад объемов нового бизнеса был выявлен в первом полугодии ковидного 2022 года на фоне введения ограничений из-за коронавирусной инфекции. В тот период объем нового бизнеса в первой половине 2020 года снизился на 22% по отношению к тому же периоду 2019 года.
Корпоративный лизинг
Рынок лизинга подразделяется на корпоративный и розничный сегменты. В первом случае речь идет об авиатранспорте, ж/д технике, морских и речных судах. Спад в корпоративном сегменте на 30% объясняется сокращением объемов нового бизнеса с морскими и речными судами на 94%, а также авиатранспорта — на 14%.
Сокращение объемов лизинга водных судов обусловлено вводом антироссийских санкций. Иностранные партнеры приостановили поставки российским лизингодателям, порты европейских стран прекратили обслуживать суда России. Это способствовало сокращению планов российских судовладельцев по наращиванию и модернизации флота.
Сектор авиатранспорта пострадал от ограничений, наложенных на международные рейсы для авиаперевозчиков России. В итоге потребность в новом авиатранспорте уменьшилась. Авиаперевозчики в основном берут самолеты в операционную аренду. Уменьшение объемов авиализинга способствовало сокращению процента операционного лизинга в портфеле по результатам первой половины 2022 года с 16 до 10%. Уменьшение экспорта объясняет снижение объемов железнодорожной погрузки в первой половине текущего года на 2,8% в сравнении с тем же периодом 2021 года. Это негативно воздействует на лизинг ж/д транспорта.
Однако ж/д транспорт по-прежнему является приоритетным направлением лизингового бизнеса. В этом секторе наблюдается сохранение спроса на лизинг вагонов, отметил гендиректор ГК Сбербанк Лизинг, Вячеслав Спиров.
Розничный лизинг
Объем нового бизнеса в розничном секторе уменьшился на 15%, это вдвое меньше сокращения в корпоративных сегментах. На последние сильнее воздействуют антироссийские санкции.
Максимальное сокращение в розничных секторах наблюдается в автолизинге, где объем нового бизнеса сократился на 17%. Спад объемов автолизинга обусловлен в большей части снижением автопродаж на фоне усилившегося дефицита авто и повышения цен на них из-за прекращения деятельности в нашей стране многих иностранных автопроизводителей. При этом процент автолизинга в общем объеме нового бизнеса, несмотря на уменьшение его абсолютного выражения, сохранился на уровне 2021 года — 46%.
В меньшей степени прослеживается спад в строительной и дорожно-строительной технике. Реализация госпрограмм «Жилье и городская среда» и «Безопасные качественные дороги» поддерживает этот сегмент. Помимо этого, в данном сегменте не было высокой концентрации ушедших из России компаний. Лизинг строительной техники в основном представлен недорогой техникой, поставляемой из дружественных стран.
Если рассматривать сегмент сельхозтехники, то объем нового бизнеса в нем остался прежним. Основной процент приходится на «Росагролизинг», который работает с российской техникой, в том числе в рамках льготной программы аграриев.
В секторе недвижимости объем нового бизнеса вырос более чем в три раза. В основном это стало возможным за счет больших проектов «Газпромбанк Лизинг».
Итоги первого полугодия 2022 года
В первом полугодии 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021 года наблюдается снижение числа новых сделок в лизинговом бизнесе со 198 тысяч до 135 тысяч штук или на 32%. При этом сумма лизинговых договоров за указанный период снизилась на 7%. Незначительное уменьшение обусловлено повышением цен на предметы лизинга, а также существенным ростом процентных ставок. Благодаря этому сумма новых договоров снизилась в меньшей степени, чем по новому бизнесу, который не отражает финансовых надбавок в договорах.
Объем лизингового портфеля по состоянию на 1 июля текущего года — 6,1 трлн рублей. Уменьшение с начала этого года составило 5%. Кроме снижения суммы лизинговых сделок это показывает переоценку валютных договоров на фоне укрепления национальной валюты.
Существенный спад продемонстрировали зарубежные компании. У них рынок нового бизнеса сократился втрое. Процент таких участников рынка уменьшился с 12 до 4%. Динамика отражает общий тренд по сворачиванию бизнеса иностранными компаниями. Лизинговые компании, находящиеся в собственности государства, сохранили свою долю рынка в размере 12% в первой половине текущего года. При этом снижение объемов их бизнеса составило 25% в этот период. Доля таких компаний в новом бизнесе снизилась с 32 до 29%.
По результатам первой половины 2022 года, как и в 2021 году, «Газпромбанк Лизинг» занимает лидирующую позицию на лизинговом рынке. Увеличение нового бизнеса этой компании составило 72% в первой половине текущего года. Замыкают тройку лидеров «ВТБ Лизинг» (48%) и ЛК «Европлан» (-12%). По объему нового бизнеса на десять ведущих лизинговых компаний пришлось 73% объема нового бизнеса против 61% в первой половине 2021 года. В основном это объясняется завершением своей деятельности зарубежных компаний в нашей стране.
В десятку лидеров по объему нового бизнеса в первые шесть месяцев 2022 года вошли следующие компании:
- Сбербанк Лизинг с темпом прироста нового бизнеса (-25%)
- ГК Альфа-Лизинг (5%)
- ГК Балтийский лизинг (-11%)
- РЕСО-Лизинг (-13%)
- Росагролизинг (104%)
- ГК ПСБ Лизинг (-32%)
- Государственная транспортная лизинговая компания (-76%)