THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

«Огородная экономика» набирает обороты на фоне фруктово-овощной инфляции в России

В России начала работать «огородная экономика». Число тех, кто собирается выращивать урожай для собственного потребления, в 2022 году возросло. Это объясняется ростом цен и боязнью наступления голода.

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

На фоне обострения геополитической обстановки и введения санкций против России все чаще затрагивается вопрос об «огородной экономике». ООО «инФОМ» провел опрос на эту ему среди российских граждан.

Огородная экономика

Результаты мониторинга «инФОМ» показали, что 50% российских граждан имеют приусадебный участок, при этом среди жителей сельской местности таких россиян  69%. 18% респондентов сообщили, что хотели бы его купить, а еще 32% отметили, что он им не нужен. Примечательно, что зачастую о том, что в огороде нет необходимости, заявляют малообеспеченные россияне, для которых это, наоборот, было бы существенной поддержкой.

Однако «огородная экономика» уже начала работать. Многие владельцы приусадебных участков, а это 44% всех граждан России, растят фрукты и овощи на своих огородах для собственного потребления. Огород обеспечивает основными продуктами питания одну треть россиян. При этом 55% из нее — это сельские жители. Еще 25% опрошенных сообщили, что дача для них является хорошим подспорьем в обеспечении семьи продуктами. Однако 4% респондентов отметили, что продукты со своего участка не являются для них основными, из них так считают 9% жителей сел.

Если рассмотреть динамику выращивания продуктов на приусадебных участках для собственного потребления, то в последние двадцать лет она снижалась. В 2001-2005 годах их доля составляла 60%, в 2010 году снизилась до 49%.

В 2014 году она вновь повысилась до 53%, а к 2021 году доля выращивающих продукты для себя россиян снизилась до 40%. В 2022 году прослеживается небольшое повышение этого показателя на 4 процентных пункта, что объясняется угрозами кризиса.

Например, 12% владельцев дач, а это 6% от всех граждан России, планируют вырастить больше урожая, чем в 2021 году. Это объясняется последствиями кризиса и инфляцией. Граждане опасаются большого дефицита и голода. Стоит отметить, что такое мнение выразили столько же россиян, сколько и в 2008 году. Из этого можно сделать вывод, что массового перехода в «огородную экономику» ждать не стоит. Однако неизвестно, что будет летом, ведь овощи пока продолжают дорожать.

Кто будет выращивать картофель

Рост цен на продукты скорректировали агропланы россиян на своих дачах. По данным опроса сервиса SuperJob, проведенного среди 1,6 тысячи российских граждан из различных российских регионов, 61% респондентов собираются в 2022 году посадить картофель. В прошлом году лишь 52% респондентов собирались его выращивать.

Эксперты отмечают, что только трое из десяти дачников не планируют выращивать картофель. При этом возраст таких желающих «помолодел». 65% респондентов строят агропланы в этом году. Их средний возраст составляет 35-44 года. Картофель планируют выращивать те россияне, у которых доход за месяц составляет более 50 000 рублей, а 31% из них не работали на огороде в 2021 году. Отмечается, что 68% дачников имеют доход до 50 000 рублей в месяц. 

Картофель подорожал вместе с остальными овощами, если в апреле 2021 года килограмм стоил 40,12 рублей, то в марте 2022 года — 55,36 рубля. Однако есть продукты, которые подорожали сильнее. Но, как известно, этот продукт называют вторым хлебом, поэтому понятна его популярность в России.

Фруктово-овощная инфляция

Рассмотрим, насколько подорожали овощи и фрукты по данным Росстата. Динамика цен рассматривалась по состоянию на 13 мая 2022 года по отношению к декабрю 2021 года. За это время цены возросли по следующим позициям:

  • Картофель — на 33,9%
  • Капуста белокочанная свежая — на 52,38%
  • Лук репчатый — на 78,41%
  • Свекла — на 57,13%
  • Морковь — на 60,7%
  • Помидоры — на 32,03%
  • Бананы — на 43,44%
  • Яблоки — на 36,06%

Сильнее всего подорожали лук репчатый и морковь, следом за ними идет капуста. Только стоимость огурцов снизились с конца прошлого года к маю на 11,55%. Исходя из этих данных и прогнозов инфляции на 2022 год в диапазоне от 18 до 23% «огородная экономика» становится актуальной, и число россиян, которые к ней примкнут, скорее всего, возрастет. Особенно если учесть, что реальные расходы населения снижаются в текущих условиях.

Источник: Росстат
Информация была полезна?
12 оценок, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie