Итоги вебинара «Денежные установки — как они образовались и что с ними делать» с участием Виктора Ефимова
Виктор Николаевич Ефимов — преподаватель НГУЭУ, методист по повышению финансовой грамотности проекта Минфина России Вашифинансы.рф, экономический психолог, действующий инвестор и игропрактик. Являясь экспертом Национального центра финансовой грамотности, проводит тематические семинары и тренинги для взрослого населения, направленные на повышение уровня финансовой осведомленности своих учеников.
Денежные установки
Под установками подразумевается совокупность мнений, мыслей, верований и убеждений людей. Первые психологические установки формируются у человека в детстве. Все люди получают разное воспитание, живут в разных семьях, и эти факторы влияют на их отношение к жизни в целом и к деньгам в частности.
Денежные установки влияют на восприятие человеком денег и его поведение в любых ситуациях, связанных с ними, от выбора магазинов и товаров до мотивации к покупкам. Все это изучает экономическая психология.
Теория когнитивного развития
Одной из основ изучения отношений человека с деньгами является теория когнитивного развития. Создателем этой теории стал Жан Вильям Фриц Пиаже (09.08.1896–16.09.1980) — швейцарский ученый в области философии и психологии, автор многочисленных исследовательских трудов по детской психологии. Его периодизация когнитивного развития ребенка легла в основу множества последующих работ в этой области.
Возрастная периодизация рассматривалась не только Ж. Пиаже, но и такими известными психологами как Л. С. Выготский, Р. Заззо, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд. К слову, у Фрейда и Пиаже совпадает один из периодов развития ребенка: у первого автора это «латентный период», у второго — «стадия конкретных операций».
Однако Пиаже одним из первых пришел к выводу о том, что развитие детского мышления происходит иначе, чем у взрослого человека. Он выделил четыре стадии развития ребенка.
Этапы когнитивного развития по Жану Пиаже и восприятие денег в каждый из этих этапов
- Этап сенсомоторного интеллекта — 0–2 года. Ребенок воспринимает мир целостным и пока не понимает, что деньги нужно зарабатывать. В этот момент на отношение ребенка к деньгам в большей степени влияют родители своим примером
- Этап дооперациональных представлений — 2–7 лет. Ребенок учится распоряжаться деньгами, которые ему дают; начинает понимать, что можно и что нельзя
- Этап конкретных операций — 7–11 лет. В этот период рекомендуется начать давать ребенку карманные деньги. При этом желательно избегать активного влияния на его траты. Этот период является ключевым для формирования самооценки и предпринимательских качеств
- Этап формальных операций — от 12 лет и старше. Ребенок уже в состоянии сам заработать свои первые деньги. Закладывается трудовая и финансовая дисциплина
Можно ли изменить сформированные в детстве установки
Искать и исправлять неправильные установки можно и нужно. В первую очередь необходимо понять, на каком из этапов детского развития, выделенных Жаном Пиаже, произошло событие, повлиявшее на дальнейшее отношение к деньгам. Как правило, память фиксирует эти события, поэтому вспомнить их вполне реально.
Когда событие и время его происхождения точно установлены, можно начинать корректирующую работу. Обычно этим занимается экономический психолог, но можно провести работу и самостоятельно. Каждый может стать богаче и счастливее, если этого захочет.
Работа со списком основных финансовых установок
Для того чтобы прочитать и проанализировать основные финансовые установки, которые могут влиять на жизнь здесь и сейчас, достаточно 5–7 минут. Чтобы лучше абстрагироваться от окружающей действительности, рекомендуется включить ненавязчивое фоновое звуковое сопровождение.
Желательно зафиксировать чувство, которое может появиться при идентификации установки — радость, горечь или другие эмоции. Также можно зафиксировать любые другие детали — кто присутствовал при этом событии и что говорил, а также иные сопутствующие воспоминания.
Список основных финансовых установок
- Деньги тяжело зарабатываются. Чтобы быть богатым, надо тяжело и много работать
- Сколько бы я не зарабатывал, денег всегда не хватает
- Бедные более счастливые
- Деньги — это зло. Деньги заставляют идти на преступления и сделки с совестью
- В нашей стране большие деньги можно заработать только нечестным путем
- Для того чтобы быть богатым, надо иметь лучшее образование в самых дорогих вузах
- Бедные со временем становятся только беднее, а богатые богатеют
- Деньги — это абсолютно недуховная составляющая жизни
- Большие деньги приносят большие проблемы
- Если я на всем буду экономить, то смогу скопить денег к старости
- Если у меня будет много денег, то все подумают,что я нечестный человек и вор
- Когда ты богат, то все время находишься в опасности
- Деньги развращают человека и прививают ему все низменные страсти
- Большой доход требует постоянной работы и усилий, свободного времени на жизнь и удовольствия просто не остается
- Чтобы открыть свой бизнес и заработать много денег нужны связи, а у меня их нет
- Чтобы зарабатывать миллионы, надо быть очень талантливым и креативным. Значит, мне это не грозит. Я же не Стив Джобс
- Для начала бизнеса нужен стартовый капитал, поэтому надо взять кредит
- Кредитные карты помогают мне быть на плаву, когда надо дожить до следующей зарплаты или съездить в отпуск
- Если бы у меня был любовник или спонсор, тогда я смогла бы стать богатой
- Если я буду покупать много дешевых вещей, то смогу сэкономить деньги
- Я не могу начать свой бизнес или освоить профессию, которая мне очень нравится, так как мне приходится работать на этой каторжной работе, чтобы оплачивать свои счета
- Конечно, Свете/Коле/Оле и так далее больше повезло: у нее богатые родители, поэтому у нее всегда есть деньги
- Видимо, у меня тяжелая судьба: что бы я ни делала, где бы ни работала, денег всегда впритык
- Я — транжира. Это врожденное, я не могу это изменить, поэтому у меня всегда нет денег
- Инвестирование денег — это большой риск
- Люди, которые откладывают деньги, глупы. Жить надо сегодняшним днем
- Для того чтобы управлять деньгами, надо иметь бизнес, образование и разбираться в экономике. Это очень сложно для меня, так что буду просто средним классом
- Деньги не приносят счастья. Ну посмотрите на этих миллионеров: одни разводы, измены, предательства. А я хочу прожить свою жизнь счастливо
Перевод негативных установок в позитивные
Негативные установки требуют перевода в позитивные. Для этого нужно взять лист бумаги и разделить его на 3 части. В первой части листа написать негативную установку, которая блокирует финансовый поток. Во второй — ответить на вопросы:
- Почему я так считаю?
- Почему это неправда?
Например:
- Мне в 7 лет кто-то из родственников сказал, что нужно работать на заводе и тогда с деньгами все будет хорошо
- Бывает работа, которую выполняешь с удовольствием, деньги можно выиграть, другие аргументы
В третьей колонке требуется записать позитивное утверждение, которое исправит неправильную установку и обеспечит приток денег.
Пример позитивных установок
- Деньги легко приходят в мою жизнь
- Вселенная изобильна
- Вселенная позаботилась обо мне и предусмотрела для меня много богатств
- С каждым месяцем деньги приходят в мою жизнь легче
Если читать или прописывать новое утверждение ежедневно по нескольку раз утром и вечером в течение месяца, появятся совершенно новые установки на деньги, изменится поведение. Можно проговаривать эти установки в свободное время, желательно подключать эмоции. И, возможно, уже через несколько дней даст о себе знать новая высокооплачиваемая работа или откроется иной финансовый источник.
Детская литература для формирования правильных денежных установок
Для переработки своих неправильных финансовых установок и формирования правильных установок у детей рекомендуется прочитать такие детские произведения, как:
- Бодо Шефер «Собака по имени Мани»
- А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
- Н. Н. Носов «Незнайка на Луне»