Навязывание банковских услуг: как этого избежать и что говорит закон
В интересах менеджера — навязать побольше продуктов, чтобы получить премию за хорошую работу. Как избежать подобной настойчивости и можно ли отменить действие ненужных услуг? Рассмотрим на примерах и расскажем, на чьей стороне закон.
Как банк навязывает услуги
Главный козырь сотрудников кредитной компании — финансовая неграмотность клиентов. На несведущего человека выливают огромное количество информации. Из потока речи сложно что-то уловить, слух цепляется лишь за знакомые слова: «выгода», «экономия», «гарантия». На это и расчет — создается иллюзию правильного выбора.
Пример
Житель Челябинска Геннадий Е. решил оформить автокредит на новый автомобиль Lada Vesta стоимостью 950 тыс. рублей. Срок займа — 3 года, ставка — 9,9%. Но по факту окончательную сумму в договоре прописали другую — 1 млн 25 тыс. рублей. Почему Геннадию пришлось переплатить 75 тыс. рублей? Оказалось: льготный процент действует лишь в том случае, когда клиент участвует в программе добровольной финансовой и страховой защиты заемщиков. Услуга платная. Кроме того, Геннадию навязали кредитную карту, с которой якобы можно оплачивать ссуду без комиссии. Плюс она позволяет при необходимости обратиться к автоюристу. Покупатель решил: это актуально, так как не исключены ДТП. Геннадий подписал договор, но не обратил внимания на прикрепленный документ. Им оказался полис КАСКО. «Вишенкой на торте» стало платное SMS-информирование от банка стоимостью 300 рублей в месяц. Да, удобно, но не за такие деньги! В итоге сложилась большая сумма переплаты. Вместо выгоды мужчина получил дополнительные расходы.
Навязывание услуг: список сомнительных преимуществ
Какие виды сервиса менеджеры банков предлагают за отдельную плату:
- Страхование жизни, здоровья, имущества
- Кредитные карты с льготным периодом и привлекательной процентной ставкой
- Платное информирование (SMS, мессенджеры, электронная почта)
- Доступ к развлекательному контенту: фильмам, музыке, онлайн-играм
- Юридические, медицинские и иные консультации
- Персональное обслуживание в банке
Самая незащищенная категория населения — пожилые люди. Ввести их в заблуждение проще всего. Пенсионеры порой даже не подозревают: ежемесячно с их счета списывают деньги за сообщения или информационные рассылки.
Как отказаться от дополнительных услуг
Что говорит закон о навязывании услуг банком? Согласно пункту 2 статьи 16 закона о защите прав потребителей, запрещено требовать приобретения одних товаров или услуг при обращении за другими. Это касается в том числе и дополнительных сервисов при оформлении банковских продуктов.
При подаче онлайн-заявки на кредит обратите внимание на форму анкеты: в ней должны присутствовать сведения о дополнительных услугах и пункты о согласии или отказе от них. Внимательно изучайте договор и другие документы, которые вам предлагают подписать — на это у вас есть 5 рабочих дней. Менеджер не реагирует на отказ и продолжает монолог о выгоде и экономии? Подайте жалобу в Центробанк и Роспотребнадзор, или выберите другую кредитную организацию.
Клиенты вправе отказаться от страховки и других дополнительных опций без каких-либо последствий для себя. Исключение — страхование залога при его наличии: оно обязательно по закону и оформляется независимо от требований банка. Вы обнаружили, что переплачиваете за ненужные вам функции? Направьте письменное обращение в банк и потребуйте отключения опции или прекращения оказания услуги.
У Центробанка есть список рекомендаций, направленных на защиту клиентов. Кредитные организации должны:
- Контролировать, чтобы сотрудники общались с клиентами исключительно по сценарию — «скрипту». Самодеятельность недопустима
- Записывать встречи с потребителями на видео
- Фиксировать телефонные разговоры на аудионосители
- Объяснять условия того или иного продукта просто и доступно
- Не предлагать пенсионерам сложных финансовых продуктов
Когда будете писать заявление в банк об отказе от услуг, обязательно укажите причину: «навязанная страховка» или «навязанный кредит». Конечно, если вы уже воспользовались заемными деньгами с карты, придется их вернуть в полном объеме. Только после погашения долга вы вправе расторгнуть договор с финансовой компанией.