ТОП ошибок при открытии бизнеса

Путь предпринимателя полон взлетов и падений. На старте можно легко «наломать дров». Но зачем, если можно учиться на чужих ошибках? Ознакомьтесь с самыми частыми промахами начинающих бизнесменов, если планируете открыть свое дело.

Софья Галлямова
Софья Галлямова
Эксперт ВЗО по банковским продуктам

Отсутствие знаний

Успешное ведение бизнеса невозможно без юридического и бухгалтерского сопровождения. Вы должны правильно выбрать систему налогообложения, форму организации (ООО или ИП), понять, требует ли ваша деятельность обязательного лицензирования. Также нужно назначить лицо, которое будет отвечать за ведение бухучета: это можно делать самостоятельно, нанять штатного бухгалтера или воспользоваться услугами на аутсорсинге.

Важно реально оценивать потенциал и сроки развития бизнеса. Чересчур оптимистичные прогнозы обычно приводят к разного рода ошибкам. Как минимум, стоит изучить все действующие федеральные законы и посещать отраслевые мероприятия, чтобы узнать игроков рынка в лицо.

Также необходимо понимать, в каком банке стоит открыть расчетный счет. Предприниматели обязаны уведомлять ФНС об этом в установленные законом сроки. За нарушения могут грозить штрафные санкции со стороны налоговиков.

Совет: изучите все правовые аспекты заблаговременно. Можно учиться самостоятельно по статьям в интернете и по специализированной литературе, либо обратиться за советом к специалисту. Не затягивайте данный вопрос, а если делегируете — сразу определяйте точки контроля. Чаще всего проще заплатить небольшую сумму консультанту, чтобы сэкономить время. Успешные предприниматели согласны с данной позицией.

Невнимательное отношение к финансам

Не стоит «транжирить» собственные и, тем более, заемные средства без четкого понимания целей. Нужно оценивать риски, вкладывать средства с умом и вести учет затрат. Предварительно стоит просчитать инвестиционный бюджет. Не важно, много у вас денег или мало: учитывайте каждый вложенный рубль.

Порой стоит приобрести услугу или товар чуть дешевле. Кроме того, нужно с осторожностью относиться к работе по предоплате. Подрядчики могут начать «кормить завтраками», если дать им деньги вперед. В итоге в бизнесе будут наблюдаться просадки по всему направлению: развитие будет заморожено.

Совет: платите за результат, который можно измерить и оцифровать. Всегда старайтесь договариваться с партнерами о постоплате, не работайте с теми, кто требует 100% оплату вперед. Всегда страхуйтесь на случай, если подрядчик не справится с работой или решит исчезнуть.

Стремление создать «революционный продукт»

Если думать о том, как стать «первопроходцем», какими были Стив Джобс и Стив Возняк, то можно так и остаться в мире фантазий. Хорошо продаваемый продукт не должен быть революционным. Самое главное — востребованность и емкость рынка.

Многие эксперты рекомендуют начинающим предпринимателям выбирать под реализацию товары долгого хранения (не скоропорт) средней и низкой ценовой категории. Ходовой товар, такой как нижнее белье и косметика, продавать проще, чем грузовую технику. В этом есть доля правды.

Совет: начните с малого и, по мере накопления предпринимательского опыта, вкладывайтесь в более сложные и технологичные проекты. Всему свое время.

Полная самостоятельность

Есть такая поговорка: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». Но в бизнесе она не работает. Ведь невозможно быть экспертом во всех областях. Запомните слово «делегирование» и используйте его.

Соберите команду, перекладывайте малозначительные задачи на третьих лиц, чтобы отдавать свое время и силы стратегическому планированию и решению наиболее важных вопросов. Иногда проще заключить договор подряда, чтобы обойтись без бухгалтера, юриста, маркетолога и прочих специалистов в штате.

Лайфхак: при определенных условиях можно получить налоговые вычеты за наемных сотрудников. Проконсультируйтесь со своим бухгалтером, какие требования предъявляет ФНС в 2022 году.

Путем делегирования мелких задач вы будете тратить время только на самое важное. У вас должна быть четкая система мотивации (KPI), вы должны осознавать свои приоритеты и установить круг лиц, ответственных за конкретную область. Тогда проблем не возникнет.

Совет: наймите персонал в штат, если выполнение конкретных задач требуется на регулярной основе. Если же вам нужно решить один разовый вопрос, то стоит связаться с фрилансером или заказать услугу на аутсорсинге. Но всегда помните о конфиденциальности.

Плохая подготовка

Отсутствие четкого плана может привести к срыву сроков. Предприниматель и его команда начинают действовать стихийно. Вы рискуете потратить бюджет на второстепенные нужды, неправильно подсчитать себестоимость товаров и услуг, не учесть фактор конкуренции и так далее. Огромной проблемой может стать непродуманная система логистики.

Роковые ошибки на старте бизнеса в кризис: вкладывать все финансы в один канал трафика, не продумывать систему логистики, не разделять зону ответственности.

Совет: изначально планируйте базу для развития бизнеса, учитывайте основные принципы организации бизнеса и правовой аспект в том числе. Проведите детальный анализ конкурентной среды, чтобы понять, как ведут себя другие игроки рынка.

Выбор ненадежного партнера

К выбору партнера нужно подходить с особой тщательностью. Важно, чтобы вы дополняли друг друга в компетенциях, имели похожую картину мира и ценности. Но самое главное — у вас с партнером должно быть единое представление о бизнесе, который вы вместе строите.

Преимуществ у взаимовыгодного сотрудничества масса. Вы сможете объединить силы и инвестиции, а также разделить риски. Вы получите высокопродуктивного сотрудника: никто не будет трудиться усердней, чем владелец бизнеса. Но нужно учесть и некоторые «подводные камни», о которых стоит договариваться «на берегу».

Все договоренности необходимо фиксировать письменно. Без соглашения на бумаге велик риск того, что достигнутые с партнерами договоренности останутся «пустыми словами» или будут неправильно интерпретированы участниками сделки. Тщательно проговаривайте и заверяйте договор с обеих сторон.

Боязнь неправильного выбора партнера может привести к еще большей ошибке — отказу от партнерства, даже если оно сулит реальные выгоды. Найти своего человека действительно непросто. Часто люди делают ставку на знакомых, которым доверяют. Ценные качества партнера — наличие полезных знаний и навыков, умение учиться новому и идти на компромисс.

Совет: обязательно обсудите алгоритм принятия решений в спорных ситуациях. Старайтесь не открывать компанию в равных долях: у одного из партнеров должно быть право решающего голоса. Обсудите все моменты, связанные с выходом из бизнеса.

Работа по сомнительной франшизе

Не стоит приобретать бизнес «по объявлению» без детальной проверки продавца. Сегодня в сети можно найти множество франчайзинговых проектов, но лишь малая доля из них не является скамом. Всегда проверяйте информацию и цифры, которую вам предоставляет франчайзер. Обращайте внимание на 7 факторов:

  • Бизнес-идею
  • Ваш ежедневный функционал
  • Юридическую чистоту франчайзера
  • Бизнес-модель и бизнес-план
  • Общение с владельцем и действующими франчайзинговыми партнерами
  • Договор — какие штрафы и условия выхода из бизнеса в нем указаны
  • Наличие практического опыта внедрения проекта
Совет: старайтесь посещать действующие точки перед тем, как приобретете франшизу и запустите свою. Оценивайте сервис, цены, атмосферу и качество предлагаемых товаров и услуг на месте. Не верьте только словам: проверяйте факты.

Рекрутинг на скорую руку

У многих предпринимателей из России наблюдается крайность, связанная с персоналом. Все стараются сэкономить на услугах специалистов. Ведь на рынке можно найти более дешевые офферы. Для начинающих предпринимателей, стесненных в финансах, большим искушением является возможность нанять «кого попало, лишь бы работал» и перепоручить важную задачу «дешевому» специалисту.

Рекрутинг на скорую руку проигрывает в случае, если ваша задача создать не «фирму-однодневку», а построить бизнес, который будет приносить доход и успешно работать на рынке долгие годы. Нужно помнить, что сотрудники — это самое ценное, что есть у предпринимателей. Контрагенты оценивают вашу компанию по тому, кто в ней работает. Чем больше внимания вы уделите кадровому вопросу, тем больше вероятность успеха всего дела.

В период запуска необходимо четко распределить обязанности между сотрудниками, чтобы не было размытия ответственности. Команду стоит поделить на отделы, назначить ответственных лиц за результаты в разных областях. Планируйте, ставьте KPI, распределяйте бюджеты и налаживайте коммуникации между профильными службами и отделами.

Совет: выбирайте специалистов в команду не по их стоимости, а по тому, какими компетенциями и личными качествами они обладают, какие кейсы могут продемонстрировать и так далее.

Скромные цели

Еще одна ошибка — ставить себе минимальные цели. Например, продавать товары малыми партиями, не участвовать в тендерах и госзакупках. Многие предприниматели верят, что для начала должны заработать себе репутацию и доверие, совершая простые продажи. Это действительно проще и на первый взгляд разумно.

У каждого бизнесмена есть тот самый «прорывной» проект, который принес наибольшую прибыль, опыт и авторитет. После его успешного завершения вам скорее всего предложат еще много интересной работы и гораздо большего масштаба. Ведь у вас будет крутой кейс.

Чтобы перестать бояться выполнять крупные заказы:

  • Определите, в чем вы имеете максимальный опыт и компетенции — за какую работу вы сможете взяться с максимальной отдачей и уверенностью
  • Оцените трудозатраты и риски проекта — чтобы заложить первый кирпичик в фундамент под названием «авторитет и доверие».
  • Давайте клиенту больше, чем обещали — все ради формирования реноме. Выгода исполнителя — крупные проекты и выгодные заказы не сейчас, а завтра
Совет: если вам предложат крупный заказ, не стесняйтесь сразу же за него взяться. Как по-другому вы сможете расти и развиваться?

Рекомендации предпринимателям перед стартом

  • В первую очередь попробуйте выбрать узкую нишу, постепенно расширяйтесь. Протестируйте выбранную сферу и поймите, что необходимо вашей целевой аудитории.
  • Если вы планируете совместный бизнес со своим партнером, убедитесь, что у вас одинаковые взгляды. Сотрудничайте с людьми, чьи компетенции дополняют ваши.
  • Перед тем, как приобрести готовую франшизу, обязательно проверьте чистоту сделки. Не покупайте «кота в мешке»: запрашивайте максимальное количество информации до закрытия сделки.
  • Критическая ошибка начинающего предпринимателя — занять деньги в банке, а потом бездумно потратить полученные средства. Тщательно просчитывайте каждую трату, ищите выгодные варианты, снижайте затраты на закуп расходных материалов и второстепенные услуги. Экономьте с умом, не допуская крайностей.
  • Если вы нанимаете сторонних сотрудников, всегда обговаривайте результаты, которые вы хотите получить, фиксируйте договоренности на бумаге и старайтесь договориться о постоплате по факту приема выполненной работы.
  • Не бойтесь работать с крупными клиентами. Принимайте участие в проектах в сферах, где у вас есть определенные компетенции и опыт.
Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.8 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie