Хлебопекарня как идея для малого бизнеса

Небольшой хлебозавод или собственная пекарня как бизнес — довольно распространённая тема для стартапа. Но малый бизнес в российской действительности часто напоминает лодку в океане: стоит лишь немного сбиться с курса, и всё пойдёт вверх дном. Открыть своё дело относительно несложно. Но как удержаться на плаву? Об этом речь пойдёт далее.

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Как открыть хлебопекарню

Прежде чем открывать любой, в том числе и хлебный бизнес, стоит задаться вопросом: нужно ли это людям? Будут ли это покупать? С одной стороны, хлеб — вечная тема. Этот пищевой продукт подаётся как к горячим, так и к холодным блюдам, его используют в приготовлении бутербродов, гренок, тостов, сухарей. Его всегда будут употреблять в пищу, значит, людям это нужно. Но нужно ли настолько, чтобы тратить деньги именно на хлеб из только что открытой пекарни?

Поиск идеи

В интернете уже есть много материалов на эту тему. Практически все призывают открывать пекарни в людных местах: возле метро или торговых центров. Да, всё правильно, но есть один момент. В таких местах уже и без того продаётся много хлеба: в супермаркетах, ларьках и таких же мини-пекарнях. Допустим, открывается пекарня «Колобок». Задача её хозяина — сделать так, чтобы Витя Смирнов зашёл за булочками именно сюда. Витя идёт с работы и вспоминает, что дома кончился хлеб. Он собирается где-то его раздобыть. Но у Вити, кроме хлеба, закончилась ещё и колбаса, чай, сахар или что-то другое. Идти в пекарню? Но в супермаркете прямо у входа в метро найдётся всё: и хлеб, и колбаса, и множество других продуктов.

А вот другой пример: идёт домой Ася Петрова. Асе тоже нужен хлеб. Вокруг полно продуктовых, но Ася идёт именно в пекарню «Колобок». А всё потому, что в ней продаются вкуснейшие булочки, которых нигде больше не найти. Ася купит пару булочек, а заодно — и хлеб. Асе нужно ещё молоко, но его она купит в минимаркете в соседнем подъезде.

Каков итог? Везде твердят: начните с подсчёта финансов, с каркаса бизнес-плана, с поиска места и людей. Но с таким подходом вряд ли что-то получится. Начинать следует с идеи. Нужно продумать, что в булочках пекарни «Колобок» будет такого, чтобы ради них уставшие и замученные после работы Витя и Ася не поленились зайти именно сюда, а не в ближайший супермаркет.

Как открыть хлебопекарню

Ассортимент может быть стандартным. Хватит всего пары видов товара, за которыми будут ходить только в пекарню «Колобок». Это могут быть изделия интересной формы, которые привлекут детей. Модная нынче тема — булочки для веганов, булочки без сахара или без глютена. Можно создать и винтажную пекарню с продуктами, вызывающими ностальгию у аудитории 40+.

Как открыть хлебный киоск, если нет фантазии? Можно и не придумывать велосипеда. Для желающих пойти путём наименьшего сопротивления существует франчайзинг. Тогда получится хоть и «под копирку», но проверенная и надёжная хлебопекарня, однако франшиза предполагает соблюдение определённых условий и выплату процентов от товарооборота. Перед тем как принимать решение, следует подробнее узнать, что представляет собой выпечка как бизнес по франшизе, и рассмотреть несколько популярных предложений.

План расходов

Только определившись с идеей и направлением, можно приступать к составлению бизнес-плана. Здесь и встаёт вопрос: сколько денег понадобится на реализацию задуманного? Представим пекарню и всё, что в ней должно быть.

Кухонное оборудование Цена, руб. Торговое оборудование Цена, руб.
Печь ротационная от 700000 Тепловая витрина 15000-20000
Тестомесильная машина от 30000 Стеллажи от 8000
Расстоечный шкаф от 35000 Шкаф от 10000
Тестораскаточная машина от 40000 Денежный ящик 2000-3000
Мукопросеиватель от 20000 Сейф офисный для денег и документов от 5000
Тележка для выпечки 10000-20000 Прочее оборудование и инвентарь от 10000
Нарезочный стол от 40000    
Прочее оборудование (плиты, холодильники, вытяжки) от 200000    
Итого от 1 075000 Итого от 50000

По самым скромным подсчётам, чтобы открыть небольшую хлебопекарню, нужен стартовый капитал не менее 2 млн рублей. Львиная доля расходов приходится на приобретение кухонного оборудования и торговой мебели. Кроме этого, деньги нужны для оформления документов, составления и воплощения технологического проекта, запуска рекламы, аренды и проведения ремонта в помещении будущей пекарни и закупки первоначальной партии сырья.

Поиск и обустройство помещения

Для мини-пекарни хватит площади 150 квадратных метров. Найти подходящую площадку обычно не составляет труда. Главное, чтобы пекарня находилась в оживлённом месте, имела удобный подъезд, по возможности — парковку.

Важно! Нельзя устраивать такое предприятие в подвальном или полуподвальном помещении!

В пекарне обязательно должны быть:

  • Налаженная система вентиляции
  • Водоснабжение и водоотведение
  • Кондиционер
  • Кухонное помещение
  • Торговый зал
  • Санузел для персонала
  • Склад для хранения продуктов
  • Раздевалка

Существуют определённые требования к отделке помещения. Пол должен быть с гидроизоляцией. Желательно, чтобы пол и стены высотой до 175 см были выложены кафельной плиткой или отделаны другими материалами, позволяющими проводить влажную уборку. Верхняя часть стен и потолок должна быть побелены или покрашены.

Персонал

Для мини-пекарни большого количества работников не требуется. Достаточно будет технолога, ответственного за рецептуру и контроль качества продукции, пекаря — рабочего на кухне, кассира и уборщика.

Задача руководителя — решить, сколько людей принимать на каждую должность и какую назначать зарплату. Выше ставка — выше уровень кандидатов. Талантливый разработчик рецептуры не отзовётся на вакансию, где предлагают копейки.

Что касается бухгалтерии, здесь выгоднее сотрудничать с аутсорсинговыми компаниями.

Производственный план

Ещё один пункт финансового плана — прогноз объёмов производства. Что и в каких количествах пекарня будет производить? Сколько за это будут платить? Ответив на эти вопросы, можно выяснить соотношение доходов и затрат.

Составив хотя бы приблизительную модель, можно судить о рентабельности и сроке окупаемости предприятия. Готовых бизнес-планов на тему пекарни в интернете много, но здесь таких нет. Бизнес по шаблону рискует оказаться неинтересным и для покупателя, и для самого хозяина.

Оформление документов

Вот и настал момент «икс». Рынок изучен, вектор определён, рабочий вариант бизнес-плана составлен. Всё готово, а это значит, что пора открываться. Регистрироваться в налоговой службе можно как:

  • Индивидуальный предприниматель
  • Общество с ограниченной ответственностью

Эти две формы подходят для малого бизнеса лучше всего.

Что касается системы налогообложения, то оптимальным выбором станет применение единого налога на вменённый доход.

Кроме свидетельства о регистрации бизнеса в налоговой, понадобятся санитарно-эпидемиологические разрешения на производство и продукцию, заключение службы пожарного надзора, медицинские книжки сотрудников и декларация о соответствия выпускаемых изделий требованиям Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Последний документ является обязательным, и только при его наличии можно свободно реализовать готовую продукцию покупателям.

Советы для тех, кто начинает хлебный бизнес

  • Поиск поставщика сырья. Рекомендуют обращаться сразу к посредникам: производители муки не занимаются продажей небольших партий. Покупать много муки наперёд опасно. Она попросту может испортиться.
  • Реклама. Мини-хлебопекарня как бизнес нуждается в том, чтобы о ней знали. Необходимо рассказать о себе: заказать яркую красивую вывеску, поставить неподалёку от пекарни промоутера, а лучше — повесить несколько рекламных плакатов.
  • Связи. Нужно сразу наладить сотрудничество с розничными точками: большую часть дохода пекарня будет получать именно от них.
  • Команда. Предпринимателю не стоит надеяться на отдых, пока бизнес работает. Нужно стать частью коллектива. Первое время придётся буквально жить в пекарне, но это оправдано. Добившиеся успеха в этой области предприниматели брали на себя не только принятие решений, но и часть труда непосредственно на кухне.

Заключение

Открыть хлебный ларёк, булочную или мини-пекарню — это несложно. Но чтобы удержать предприятие на плаву, нужно постараться. Прежде всего стоит определить, что и как печь: «какой-нибудь хлеб» уже неинтересен. Роковая ошибка — экономия на оборудовании, играющем ключевую роль. Барахлящая печь и забитый просеиватель — верный путь к провалу. Опытные владельцы бизнеса говорят: важно нанять ответственную команду и быть её частью.

И, конечно же, не стоит пренебрегать нормами и забывать о формальностях. Если лучшая пекарня в городе закроется из-за пустяковой пожарной проверки, будет как минимум обидно.

Хлебопекарня как бизнес — не всегда беспроигрышная, но всё же хорошая идея. Старания, терпение и немного креатива помогут добиться успехов.

Информация была полезна?
18 оценок, среднее: 4.4 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie