Как открыть чайный магазин с нуля

Чай – это один из самых популярных напитков в мире. Он занимает второе место по объему выпиваемой людьми жидкости после питьевой воды. Натуральный качественный чай пользуется стабильным спросом, а так как открытие своего чайного магазина стоит не очень дорого, то данный вид бизнеса широко распространен. Но, несмотря на высокую конкуренцию, при правильном подходе и грамотной организации всегда можно найти и прочно занять свою нишу, обеспечив хороший постоянный доход. Рассмотрим в статье бизнес-план небольшого чайного магазина.

Особенности открытия чайного магазина

В связи с огромным разнообразием чайных сортов торговля этим товаром — достаточно специфическое дело, которое требует знания и учета многих нюансов. Цена настоящего чайного листа, имеющего терпкий вкус и много полезных свойств, высокая, а стоимость элитных сортов еще выше, что делает их почти недоступными для рядового потребителя. К тому же, большинство покупателей слабо разбираются в чае. 

Поэтому в таком бизнесе важно отводить роль маркетингу. В магазине нужно не просто продавать чай, а доносить до потребителя все преимущества именно качественного продукта. 

Рентабельность магазина довольно высокая. Если исследовать конъюнктуру рынка и правильно составить бизнес-план, получится быстро стать успешным бизнесменом.

Преимущества и недостатки

Плюсов у этого вида деятельности много. Основные из них:

  • Не нужны большие затраты, чтобы хранить продукцию
  • Отсутствует потребность в складских помещениях большой площади
  • Себестоимость продукции невысокая
  • Бизнес можно вести на небольшой площади, соответственно, аренда будет недорогой
  • Продукция востребована среди разных категорий потребителей
  • Если бизнес идет успешно, можно открыть собственную сеть магазинов

Однако недостатки тоже есть:

  • Высокий уровень конкуренции
  • Низкий спрос в маленьких городах 
  • Сложность в поисках надежного поставщика 
  • Возможность порчи товара при неправильном или длительном хранении
  • Нарушение правил работы со стороны персонала

Анализ рынка

Для начала необходимо выяснить основные моменты:

  • Востребованность чая в регионе и населенном пункте
  • Сорта чая, которым потребители отдают предпочтение
  • Присутствие конкурентов поблизости, их ассортимент и успехи
  • Действия, которые можно предпринять для привлечения покупателей

Ответив на эти вопросы, станет понятна целесообразность открытия чайного магазина в выбранном районе. Возможно, придется искать другое место расположения.

Кроме того, станет понятно, какие виды и сорта чая будут пользоваться спросом в зависимости от потребностей и возможностей основной целевой аудитории.

Обычно самые главные конкуренты — крупные ритейлеры, так как они продают товар с минимальными наценками и предлагают широкий ассортимент. Поэтому открывать рядом с такими магазинами еще один нет смысла. Но полезно будет перенять у них опыт, изучить перечень продукции и оценить спрос на нее.

Также можно добавить собственные «фишки», например: 

  • Скидки на каждую пятую позицию в чеке
  • Бонусы и акции для постоянных покупателей
  • Тематические подарочные наборы, приуроченные к различным датам

Исследуя целевую аудиторию, можно будет правильно сформировать ассортимент. Если планируется открытие магазина в элитном спальном районе, можно продавать брендовые и экзотические сорта чая. В центре города у посетителей большой разброс по уровню дохода, поэтому целесообразно будет сформировать максимально широкий ассортимент, чтобы каждый из них нашел подходящий ему продукт.

Бизнес-план по открытию магазина чая

На начальном этапе необходимо обязательно составить подробный бизнес-план, и только четко следуя ему, получится открыть прибыльный магазин чая. 

Регистрация бизнеса

В первую очередь следует определиться с организационно-правовой формой. Это может быть ИП или ООО.

Чтобы зарегистрировать ИП, необходимо предоставить в ФНС следующие документы:

  • Заявление
  • Паспорт (оригинал и копии всех страниц)
  • ИНН
  • Квитанцию об уплате госпошлины

Далее необходимо выбрать систему налогообложения (подойдет УСН 15%) и код ОКВЭД. Для продажи чая нужно указать 47.29.35 — Розничная торговля чаем, кофе, какао в специализированных магазинах.

Для ведения торговли необходимо разрешение — его выдаст местная администрация. Также потребуются заключения СЭС и пожарной службы.

При регистрации ООО вместе с заявлением следует подать учредительные документы и подтверждение права на адрес, по которому регистрируется бизнес. 

Поиск поставщиков

Важно организовать стабильные поставки, чтобы не было проблем с поступлением продукции. Если у бизнесмена несколько торговых точек или магазин с большим ассортиментом чая, лучше заключать прямой договор с производителем. Чем меньше посредников, тем выше экономия. Крупные производители неохотно заключают сделки с малым бизнесом, поэтому владельцы маленьких магазинов покупают товар у посредников.

Следует навести справки о потенциальных партнерах, ознакомиться с отзывами и только после этого заключать договор. Отдавайте предпочтение официальным представителям крупных компаний. Чтобы подстраховаться, лучше найти дополнительные источники товара.

Если магазин является элитным, то в его ассортименте должно быть не меньше 30 сортов чая различных категорий. И если в вашей торговой точке будет уникальная продукция, это будет большим преимуществом и поможет выделить ваш магазин на фоне конкурентов. Но нужно быть уверенным в наличии спроса и интереса к товару со стороны состоятельных клиентов. Они будут приобретать чай только высокого качества. 

Формат торговой точки

В зависимости от размера своего капитала и результатов анализа конъюнктуры рынка необходимо выбрать подходящий формат торговой точки.

В такой торговой точке можно реализовать дорогие элитные сорта чая для ценителей и состоятельных клиентов. Но для ее организации понадобятся крупные стартовые вложения — цена некоторых уникальных сортов чая может достигать 1 000 рублей за 100 грамм. Риск открытия VIP-магазина в том, что клиентов, которые готовы столько платить за чай, немного, поэтому количество продаж может быть ограниченным.

В такой лавке можно продавать натуральный чай, травяные сборы и другую подобную продукцию из категории «полезной для здоровья». Если правильно организовать рекламу и ценовую политику, такой магазин может стать весьма привлекательным для потенциальных покупателей. 

В таком магазине можно продавать чай, который производят в определенной стране, например, в Китае, Иране, Турции, Вьетнаме и других странах. Но здесь важно создать соответствующую атмосферу, которая передает национальные особенности и позволяет погрузиться в традиции определенной страны. Если ассортимент будет включать в себя  продукцию разной ценовой категории, а выбор сортов будет большим, то у такого магазина может быть много шансов на успех. 

  • VIP-магазин
  • Продажа «здоровых» чаев
  • Продажа чая из определенной страны 

Но самый лучший вариант — открыть универсальный магазин чая с максимально разнообразным ассортиментом, который рассчитан на широкую публику.

Чай на развес

Кроме направления деятельности, чайные магазины различаются масштабами бизнеса:

  • Небольшая чайная лавка. Чтобы открыть такой магазин с нуля, потребуется арендовать помещение. Продавать можно чай в упаковках и на развес
  • Ларек или небольшая витрина. Обычно такие точки ставят в больших магазинах
  • Крупный магазин с зоной дегустации. Это классический магазин, но здесь есть зона со столиками и стульями, чтобы клиент мог попробовать продаваемую продукцию и выбрать понравившийся чай. Позже дегустационный зал можно превратить в кафе

Выбор помещения

Помещение необходимо выбирать в проходимом месте подальше от конкурентов. Это может быть:

  • Павильон в торговом центре
  • Помещение в бизнес-центре
  • Отдельно стоящее здание

Площадь магазина зависит от масштабов бизнеса. Оптимальным считается магазин площадью 30 метров. В таком помещении клиентам не будет тесно, получится разместить стеллажи с товаром, организовать небольшой склад и служебное помещение. Если планируется открывать киоск в торговом центре, достаточно будет островка размером 10 м².

Перед открытием магазина потребуется продумать дизайн, сделать ремонт. Лучше всего использовать натуральные материалы. Цветовая гамма не должна быть яркой, рекомендуется использовать в интерьере темные оттенки. Приглушенное освещение позволит создать особую атмосферу. Дизайн должен быть направлен на целевую аудиторию.

Оборудование торговой точки

Чай необходимо расставить на витринах. Хранят его в жестяных коробках, благодаря этому сохраняется аромат и снижается риск попадания влаги. На коробочках должны быть таблички с названием чая и кратким описанием.

Чай можно продавать на развес. Для этого необходимо приобрести совочки, с помощью которых его удобно распределять по пакетам. Также потребуются электронные весы и кассовый аппарат. Если планируется открывать дегустационный зал, понадобятся столики, стулья и посуда.

Вариант с интернет-магазином 

Продажу чая можно реализовать через интернет-магазин. При создании сайта следует учитывать несколько рекомендаций:

  • Дизайн должен не только быть креативным и современным, но иметь фирменный стиль, которого следует придерживаться при разработке всех промо-материалов: визиток, флаеров, баннеров 
  • Структура должна быть понятна рядовому пользователю. В меню должны быть отдельные разделы, благодаря которым клиент сможет найти нужную ему информацию: сведения о компании, контакты, условия заказа, акции. Также необходим блок с отзывами реальных покупателей
  • Большое значение имеет расположение каталога товаров на карте сайта. Нужно сделать так, чтобы клиент мог добраться до него, сделав при этом не больше трех кликов. В противном случае ему может надоесть заниматься поиском нужных товаров и он просто уйдет в другой интернет-магазин. Лучший вариант — создание системы фильтров по основным критериям поиска

Рекомендуется изучить интернет-магазины конкурентов, проанализировать их ассортимент, стоимость продукции и другие особенности ведения бизнеса. Также стоит почитать комментарии, отзывы на их сайтах. Благодаря этому вы сможете избежать возможных ошибок.

Подбор персонала

Если чайный магазин небольшой, в первое время функции продавца может выполнять сам владелец бизнеса. Позже необходимо будет нанять на работу двух продавцов для посменной работы.

Торговать чаем несложно, поэтому, выбирая кандидатуру, обращайте внимание не на его квалификацию, а на личностные качества. Это должны быть доброжелательные коммуникабельные люди, с которыми будет приятно общаться клиентам. Кроме того, они должны будут быстро изучить максимальное количество информации о товаре, чтобы грамотно давать полезные советы и консультации покупателям.

Кроме продавцов, потребуется нанять на работу уборщицу, бухгалтера, охранника. Можно воспользоваться услугами аутсорсинговой компании или взять некоторых работников на неполную рабочую неделю.

Финансовые расчеты 

Первоначальные вложения:

  • Аренда помещения — 50 000 рублей
  • Ремонт — 100 000 рублей
  • Ассортимент продукции — 300 000 рублей
  • Реклама — 30 000 рублей
  • Непредвиденные расходы — 10 000 рублей

Итого — около 500 000 рублей.

Ежемесячные расходы:

  • Аренда помещения — 50 000 рублей
  • Налоги, коммунальные платежи — 20 000 рублей
  • Пополнение товара — 100 000 рублей
  • Зарплата работникам — 80 000 рублей

Всего текущие расходы за месяц составят 250 000 рублей.

Прибыль полностью зависит от количества проданного товара. Приблизительное количество покупателей в день — 40 человек. Это 1200 человек в месяц. Средний чек — около 300 рублей. В месяц доход составляет 360 000 рублей, чистая прибыль из которого - 110 000 рублей. Исходя из данного примера, первоначальные вложения окупятся примерно за 5-6 месяцев. 

Франшиза, стоит ли брать

Благодаря франшизе можно открыть магазин под брендом известной компании, представители которой окажут помощь в обустройстве помещения, подборе персонала и формировании ассортимента. Главное — вовремя оплачивать роялти за пользование франшизой.

Под руководством франчайзера легче организовывать и раскручивать свой бизнес, а также можно минимизировать риски. 

Другие преимущества франшизы:

  • Реализация популярных марок чая, которые пользуются спросом у покупателей
  • Проведение эффективной рекламно-маркетинговой кампании с применением готовых визиток, флаеров, баннеров
  • Квалифицированная поддержка специалистов компании-франчайзера
  • Стабильные поставки продукции

Изучив предложения от нескольких брендов, можно выбрать подходящую франшизу. Требуется тщательно соблюдать условия договора. За нарушение обычно накладываются штрафные санкции.

Главный недостаток франшизы — постоянный контроль и ограничения в свободе собственных действий.

Заключение

Открывая чайный магазин, стоит помнить, что такой бизнес требует постоянной вовлеченности владельца и развития. Искать поставщиков, обновлять ассортимент, организовывать мероприятия, вводить новые услуги, повышать квалификацию — держать все под контролем непросто. Поэтому нужно заранее составить бизнес-план, проанализировать конкурентов и делать лучше, чем у них. И только так за полгода можно будет вернуть первоначальные затраты, а потом получать прибыль.

Информация была полезна?
14 оценок, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie