Известия: авиакомпании начали отменять региональные рейсы из-за нехватки финансирования

Субсидирование авиаперевозчиков по региональным полетным программам в 2023 году уменьшили с 9 до 7,5 млрд рублей. Российские авиакомпании стали отменять внутренние рейсы из-за нехватки финансирования со стороны государства.

Аркадий Морозов
Аркадий Морозов
Эксперт ВЗО по банковским продуктам

Основная причина снижения объемов господдержки — экономия на фоне бюджетного дефицита. Больше всего рейсов отменено в Омской области, Тюменской области, Республике Татарстан, Санкт-Петербурге, Дагестане и Северной Осетии. Эксперты подчеркивают, что серьезных последствий незначительное снижение объемов финансирования авиаотрасли за собой не повлечет.

С чем связано сокращение господдержки авиакомпаний

Источники Известий в авиакомпаниях и собеседник, приближенный к Министерству транспорта РФ, рассказали, что правительство сократило финансирование региональных рейсов. Речь идет о программах, которые перевозчики совершают в обход Москвы.

Имеется в виду субсидирование авиаперевозок в рамках Постановления №1242. В Известиях сообщили, что объем денежного обеспечения уменьшился на 1,4-1,5 млрд рублей.

Росавиация уже перераспределяла бюджетные ассигнования на другие нужды. По словам главы ведомства Александра Нерадько, объем субсидий, направленных на региональные рейсы, в 2022 году составил 7,8 млрд вместо 9 млрд рублей. Такого объема финансирования хватило, чтобы обеспечить авиаперевозку 2,7 млн клиентов. Это на 150 000 меньше, чем в 2021 году, когда количество пассажиров составило 2,85 млн человек.

По словам собеседников Известий, сокращение господдержки связано с пересмотром расходов государственного бюджета по объективным обстоятельствам. Регулятор поручил Минтрансу сократить расходы на 5%. Это отразилось на финансировании авиаперевозчиков по программе №1242: снижение объемов господдержки составило 17%.

Росавиация убрала маршруты, на которые авиаперевозчики не успели заключить договоры о софинансировании рейсов с местными органами власти. Дело в том, что региональные авиаперевозки финансируются как из средств регионального, так и из средств федерального бюджета. В регионах процесс выделения средств из бюджетов различается. В некоторых областях договоры традиционно заключают к началу лета.

Больше всего непрофинансированных маршрутов пришлось на Тюменскую и Омскую области, Татарстан, Дагестан, Северную Осетию и Санкт-Петербург. Журналисты Известий направили запросы главам этих регионов, в Правительство РФ и Минтранс. В Росавиации комментарии не предоставили.

Какие рейсы уже отменили

Перевозчики уже скорректировали программы и отменили ряд рейсов. В частности, в связи с отказом выделения субсидий авиакомпании перестали летать по маршрутам:

  • Нижний Новгород — Петрозаводск
  • Кемерово — Чита

В Nordwind Airlines сообщили, что рейсы по указанным маршрутам отменили сразу после пересмотра объемов субсидирования со стороны Росавиации. Авиаперевозчик планировал также осуществлять рейсы по направлениям Уфа — Владикавказ и Самара — Владикавказ с использованием средств региональных бюджетов. Но все планы остались на уровне разговоров.

Перевозчик «Россия» отказался от двух полетов в неделю по направлению Санкт-Петербург — Тобольск. В том числе ограничение полетов затронуло рейсы по краткосрочным турам. В 2022 году количество пассажиров, которые «дочка» Аэрофлота перевезла из Санкт-Петербурга в Тобольск, превысило 17 500 человек.

В Smartavia рассказали, что не планируют отменять летние рейсы 2023 года. Но отметили, что рассчитывают на господдержку.

Сегодня авиаперевозчики находятся в непростой ситуации. Перевозчикам сложно обеспечивать перелеты по ряду маршрутов даже при наличии финансирования от государства, так как некоторые направления являются нерентабельными. Региональные полетные программы нуждаются в пересмотре. Часть рейсов, которые дублируются наземным транспортом, могут быть отменены. По мнению исполнительного директора Авиапорта Олега Пантелеева, в оптимизации маршрутной сети нет ничего драматического.

Таким образом, пересмотр программы №1242 не окажет значительного влияния на отрасль. При этом эксперт убежден, что гораздо более проблематичным может стать отмена антисанкционных субсидий. С апреля по октябрь 2022 года авиакомпании получили 100 млрд рублей для возмещения затрат на внутренние авиаперевозки. С ноября по март 2023 года объем поддержки составил 25,5 млрд рублей.

Андрей Крамаренко из ВШЭ отметил, что перевозчики откажутся от наименее приоритетных направлений. По мнению эксперта, если урежут финансирование маршрутов на Дальний Восток, это вызовет негативный социальный эффект. В миг сократить объем господдержки, направленной на реконструкцию инфраструктуры, тоже вряд ли получится. Договоры подписаны, часть работ профинансирована.

Эксперт подчеркивает, что возможное уменьшение субсидирования региональных рейсов может стать весьма болезненным для всей отрасли. Многие межрегиональные маршруты осваивались не один год, до того как перевозчики вышли на окупаемость. В то же время наиболее популярные направления, включая Дальневосточные, в раскатке не нуждаются.

В непростом положении находятся органы местного самоуправления. С одной стороны, региональным властям обещают предоставить ресурсы и предлагают развивать соответствующую инфраструктуру под будущие полетные программы уже сегодня, с другой стороны — урезают объем господдержки. Андрей Крамаренко не исключает, что в 2023 году могут пересмотреть бюджеты и по другим направлениям финансирования авиаотрасли.

Источник: Известия

Информация была полезна?
14 оценок, среднее: 4.7 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie