Тинькофф Бизнес: количество предпринимательниц увеличилось на 22% за три года

В Tinkoff Data проанализировали, как изменилось количество предпринимательниц в России за три года. В исследовании учтены данные 900 000 пользователей Тинькофф Бизнеса и 220 000 клиентов Tinkoff eCommerce.

Софья Галлямова
Софья Галлямова
Эксперт ВЗО по банковским продуктам

Основные выводы экспертов:

  • Доля женщин в отечественном бизнесе — 39% в начале 2023 года против 36% и 32% в 2022 и 2021 годах соответственно
  • Наибольший рост активности предпринимательниц наблюдается на маркетплейсах — в 24 раза за три года
  • Средний возраст женщин — 38 лет
  • Доля предпринимательниц, увеличивших обороты в 2022 году — 54%
  • Самые востребованные ниши — образование и туризм

Женщины активнее всего ведут бизнес на маркетплейсах и в интернет-магазинах. Доля предпринимательниц в сегменте E-Commerce составила 52% против 49% в 2022 году. С 2020 года их стало в 7 раз больше. Если брать только статистику по маркетплейсам, количество предпринимательниц на торговых площадках увеличилось в 24 раза.

В целом, с 2020 по 2023 год количество женщин-предпринимателей выросло на 22% в разных сферах.

Средний возраст предпринимательниц — 38 лет против 37 лет у мужчин. Тем женщинам, которые ведут бизнес онлайн, в среднем 36 лет, а мужчинам — 34 года. Самый «помолодевший» сегмент — маркетплейсы: с 2020 года средний возраст селлеров женского пола уменьшился с 37 до 35 лет, а мужчин — с 36 до 33 лет.

В чем женщины успешнее мужчин

Рост продаж продемонстрировали 54% предпринимательниц. Средние обороты их бизнесов увеличились на 98%. По мужчинам статистика схожая: 52% и 93% соответственно.

Самые востребованные ниши у предпринимательниц: розничная и интернет-торговля, услуги для физлиц. Мужчины чаще всего специализируются на онлайн-продажах, строительстве и розничной торговле.

В 2022 году 38% предпринимательниц удалось нарастить обороты своих интернет-магазинов в среднем более чем в два раза или на 118%. Порядка 57% женщин-продавцов на маркетплейсах увеличили обороты в 3,7 раз или на 274% за предыдущий год.

По данным онлайн-площадки Wildberries, доля женщин в онлайн-торговле составила 56% в 2022 году против 53% в 2021 году. Большинство селлеров моложе 35 лет. Количество продавцов в этом возрастном сегменте составило 72% в 2022 году, что на 21% больше, чем в 2021 году. Порядка 14% селлеров младше 25 лет.

В целом число женщин, развивающих бизнес на Wildberries, превысило количество мужчин в пандемийном 2021 году, когда наблюдался настоящий бум онлайн-торговли.

Самые популярные категории у селлеров женского пола:

  • Образование — курсы, репетиторство
  • Туризм — бронирование экскурсий, путешествий и так далее
Самый популярный товар под реализацию — одежда и предметы для дома. Мужчины активно продают образовательные услуги, товары для ремонта, одежду, автомобильные запчасти и аксессуары.

По данным Wildberries, 40% предпринимательниц продают одежду, обувь и аксессуары, 21% — товары для дома и ремонта, 10% — товары для детей. Бытовую технику и электронику на маркетплейсе чаще продают мужчины.

Что говорят эксперты

Федеральная налоговая служба (ФНС) оценила долю женщин, занятых в малом бизнесе, в 40,2%. Из 3,31 млн малых предприятий доля женщин — 1,33 млн. Общее количество самозанятых составило 1,8 млн человек, из которых 747 000 — женщины.

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России», в начале 2023 года индекс предпринимательской активности женщин в РФ достиг максимума за последние восемь лет: 73,7 пункта против 56 пунктов в 2015. По сравнению с 2022 годом индекс увеличился почти на 4 пункта.

Показатель рассчитан на основании опросов женщин-предпринимательниц об их результатах в бизнесе, сферах деятельности и взаимодействии с окружающими.

Председатель Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» Надия Черкасова отмечает, что почти треть респондентов позитивно оценивают перспективы бизнеса. Субъектам малого бизнеса было сложно конкурировать с известными брендами. Поэтому 39% отмечают уход ряда компаний с российского рынка как возможности и планируют занять освободившиеся ниши.

Как отмечают эксперты из НАФИ и «Опоры России», женщины становятся все более востребованными как предприниматели благодаря способности вызывать доверие, развитой интуиции, гибкости и коммуникативным навыкам.

Директор стратегических проектов АЦ НАФИ Ирина Гильдебрандт подчеркнула, что за последние годы предпринимательницы адаптировались к постоянно меняющимся условиям. В период пандемии 93% женщин не планировали закрывать бизнес, а 39% даже верили в рост ключевых показателей своих компаний.

Высокий уровень адаптивности предпринимательниц подтверждает доклад Global Entrepreneurship Monitor (GEM) за 2021-2022 годы. Исследование проводилось в 50-ти странах. По данным GEM, женщины проявили большую устойчивость к кризису, связанному с пандемией, чем мужчины. Количество закрытий «женского» бизнеса увеличилось с 2,9% до 3,6% за два года коронавируса, в то время как среди мужчин зафиксирован рост параметра с 3,5% до 4,4%.

Но женщин-предпринимателей все еще не так много в секторах с высокой добавленной стоимостью. Исследователи из GEM предлагают предоставить меры государственной поддержки для женщин, занятых в этих секторах.

В России женщины принимают участие не только в социальных, образовательных и бьюти-проектах, но и в высокотехнологичных секторах. На встрече «Голос женского бизнеса» председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что женщины проявляют активность в импортозамещении, внедрении новых технологий в медицине и фармацевтике, укреплении международных связей. Доля женщин в электроэнергетике составляет 36%, в атомной — в 32%. Предпринимательницы основали каждый пятый стартап в агротехнологиях, более трети новых бизнесов — в сфере био- и селекционных технологий

По мнению управляющего партнера O2 Consulting Анны Никитченко, серьезных экономических барьеров для женского предпринимательства сегодня нет. При этом наблюдается социальная инерция, в том числе со стороны женщин из-за исторических особенностей процессов эмансипации в СССР.

Президент Бизнес-школы РСПП Евгения Шохина убеждена, что корень проблемы — в недооценке перспектив самореализации женщин в бизнесе и стереотипном мышлении соотечественников.

Среди чисто экономических проблем Екатерина Авдеева выделила: ограничения доступа к кредитам на развитие бизнеса, рынкам сбыта и образовательным программам.

За годы исследований индекса предпринимательской активности среди женщин аналитики выяснили, что главный барьер все же финансовый. Предпринимательницам в реализации проектов препятствуют отсутствие стартового капитала или незнание, откуда получить финансирование — 64%.

На втором месте стоит нехватка знаний и компетенций, неуверенность в собственных силах — по 54%. При этом, как отметила Ирина Гильдебрандт, 20% женщин начали свое дело, вдохновившись успехом других.

Женщины, реализовавшие свой бизнес-проект, более уверены в своих силах и постоянно учатся. 64% предпринимательниц положительно оценивают изменения своих навыков за полгода, а 61% получили дополнительное образование, проходили курсы и тренинги.

Источник: Тинькофф

Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.8 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie