Взлеты и падения российского бизнеса в 2022 году

2022 год был полон неожиданностей и внешних обстоятельств, которые оказали непосредственное влияние на работу предпринимателей разного масштаба. СВО, санкции, частичная мобилизация, отток населения за рубеж потрясли почти все сферы российского бизнеса.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Успешнее всего в 2022 году оказались продовольственные товары, кафе и рестораны, а также недорогая одежда и обувь. Потребление продуктов питания возросло на 14%, а продажи в кафе и ресторанах увеличились на 18% при возросшем среднем чеке в данных заведениях на 6%. На 3% выросли доходы фитнес-залов, что связано с отменой ковидных ограничений.

В значительный минус ушли кинотеатры, спад продаж в этой индустрии составил 57%. Также пострадали магазины бытовой техники и электроники, которые продемонстрировали отрицательную динамику в 25%. На 3% снизились доходы магазинов одежды и обуви, косметики и парфюмерии, товаров для строительства и ремонта. В аптеках также зафиксирован отрицательный результат — спад продаж составил 2%.

При этом количество предпринимателей в России в 2022 году увеличилось. Рост составил примерно 2,5%. Из них на 2,2% стало больше представителей малого и среднего бизнеса. Сегодня в стране зарегистрировано 5,97 миллиона таких компаний. Больше всего прекративших деятельность организаций было в таких отраслях, как страхование, подбор персонала, почтовые услуги и курьерские службы.

Почти половина российского бизнеса считает, что влияние событий 2022 года значительно сильнее, чем пандемия 2020 года. В частности, это привело к сокращению штата почти в трети организаций.

Серьезное падение выручки в магазинах бытовой техники и электроники имеет ряд причин. На таких итогах года сказался санкционный режим — многие товары стали недоступными для покупки у официальных дистрибьюторов, пострадали логистические цепочки, выросли цены и снизился ассортимент. Кроме того, изменилось потребительское поведение. Люди стали более тщательно выбирать, на что потратить деньги и откладывать серьезные покупки.

В ресторанном бизнесе в плюс вышли предприятия низкого и среднего ценового сегмента. Это объясняется общей тревожностью аудитории, стремлением сэкономить, отъездом граждан в другие страны. Поэтому больше всего пострадали люксовые заведения. Одной из тенденций сегмента стало привлечение внимания гостей к блюдам из местных продуктов. Это была вынужденная мера, связанная с невозможностью поставок и удорожанием импортных продукции и алкоголя.

Похожая картина сложилась у компаний, занимающихся производством одежды. Наиболее востребованными оказались недорогие бренды, которые смогли с успехом заменить ушедших с рынка зарубежных конкурентов. В торговых центрах освободилось много помещений, которые поспешили занять российские марки для развития регионального бизнеса. Сами фабрики испытали определенные трудности, в частности, нехватку мощностей, поиск новых поставщиков тканей и фурнитуры, слишком большой спрос.

Уход с рынка зарубежных рекламных площадок также оказал свое влияние на развитие бизнеса. Многим пришлось начинать рекламные кампании с абсолютного нуля. Несмотря на то, что в сложившейся геополитической ситуации российский бизнес получил мощный толчок для развития и возможности для замещения вакантных мест, происходящие события в течение года и общая нестабильность не позволили кому-либо достичь абсолютного успеха.

Источники: Forbes

Информация была полезна?
13 оценок, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie