Взлеты и падения российского бизнеса в 2022 году
2022 год был полон неожиданностей и внешних обстоятельств, которые оказали непосредственное влияние на работу предпринимателей разного масштаба. СВО, санкции, частичная мобилизация, отток населения за рубеж потрясли почти все сферы российского бизнеса.
Успешнее всего в 2022 году оказались продовольственные товары, кафе и рестораны, а также недорогая одежда и обувь. Потребление продуктов питания возросло на 14%, а продажи в кафе и ресторанах увеличились на 18% при возросшем среднем чеке в данных заведениях на 6%. На 3% выросли доходы фитнес-залов, что связано с отменой ковидных ограничений.
В значительный минус ушли кинотеатры, спад продаж в этой индустрии составил 57%. Также пострадали магазины бытовой техники и электроники, которые продемонстрировали отрицательную динамику в 25%. На 3% снизились доходы магазинов одежды и обуви, косметики и парфюмерии, товаров для строительства и ремонта. В аптеках также зафиксирован отрицательный результат — спад продаж составил 2%.
При этом количество предпринимателей в России в 2022 году увеличилось. Рост составил примерно 2,5%. Из них на 2,2% стало больше представителей малого и среднего бизнеса. Сегодня в стране зарегистрировано 5,97 миллиона таких компаний. Больше всего прекративших деятельность организаций было в таких отраслях, как страхование, подбор персонала, почтовые услуги и курьерские службы.
Серьезное падение выручки в магазинах бытовой техники и электроники имеет ряд причин. На таких итогах года сказался санкционный режим — многие товары стали недоступными для покупки у официальных дистрибьюторов, пострадали логистические цепочки, выросли цены и снизился ассортимент. Кроме того, изменилось потребительское поведение. Люди стали более тщательно выбирать, на что потратить деньги и откладывать серьезные покупки.
В ресторанном бизнесе в плюс вышли предприятия низкого и среднего ценового сегмента. Это объясняется общей тревожностью аудитории, стремлением сэкономить, отъездом граждан в другие страны. Поэтому больше всего пострадали люксовые заведения. Одной из тенденций сегмента стало привлечение внимания гостей к блюдам из местных продуктов. Это была вынужденная мера, связанная с невозможностью поставок и удорожанием импортных продукции и алкоголя.
Похожая картина сложилась у компаний, занимающихся производством одежды. Наиболее востребованными оказались недорогие бренды, которые смогли с успехом заменить ушедших с рынка зарубежных конкурентов. В торговых центрах освободилось много помещений, которые поспешили занять российские марки для развития регионального бизнеса. Сами фабрики испытали определенные трудности, в частности, нехватку мощностей, поиск новых поставщиков тканей и фурнитуры, слишком большой спрос.
Уход с рынка зарубежных рекламных площадок также оказал свое влияние на развитие бизнеса. Многим пришлось начинать рекламные кампании с абсолютного нуля. Несмотря на то, что в сложившейся геополитической ситуации российский бизнес получил мощный толчок для развития и возможности для замещения вакантных мест, происходящие события в течение года и общая нестабильность не позволили кому-либо достичь абсолютного успеха.
Источники: Forbes