Известия: банкам предложили блокировать интернет-подписки по просьбе клиентов

Представители организации «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) попросили регулятора обязать банки РФ блокировать списания за онлайн-подписки по просьбам клиентов.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по займам и банковским продуктам

В банках пояснили: подписки, оформленные онлайн, отменяют в компаниях — поставщиках таких услуг. Банки в этом случае являются провайдерами расходных операций, а не стороной договора.

В Центробанке рекомендуют банкам реализовать в клиентских приложениях возможность отказа от периодических платежей. Однако в МТС и Мегафоне такую инициативу считают избыточной.

Суть инициативы

Руководитель ОПИ Олег Павлов обратился к Эльвире Набиуллиной с просьбой обеспечить защиту средств граждан от несанкционированных списаний за подписки на онлайн-сервисы. По данным «Известий», в просьбе ОПИ к ЦБ РФ содержится информация о том, что сегодня увеличивается количество операций по запросам мошенников, маркетплейсов и интернет-площадок.

По словам Павлова, многие подписки предполагают продление платежей. Подписаться на них часто легко, а отписаться не всегда возможно.

Плательщики, которые не смогли избавиться от ненужных услуг самостоятельно, часто обращаются в банки с просьбой остановить списания. Но вместо блокировки услуг клиентам предлагают перевыпустить карты. Иногда это влечет за собой дополнительные расходы для клиентов.

Глава ОПИ считает, что пользователи должны иметь возможность отзывать согласие на списания средств за подписки в любое время. По мнению эксперта, необходимо обязать банки приостанавливать платежи по первому требованию держателей карты.

На несанкционированные списания жалуются многие граждане. Чаще всего проблемы связаны с автоподписаками на сервисы с аудио- и видеоконтентом. Банки не идут навстречу потребителям: говорят решать все проблемы с сервисами, в которых клиенты оформили подписки. Но не всегда пользователи помнят, на какие ресурсы у них оформлены подписки и куда следует обращаться. Как отметил Олег Павлов, банку ничего не стоит остановить переводы в пользу недобросовестных получателей.

С этим мнением согласны в Госдуме. В марте 2023 года депутат «Единой России» Антон Немкин предложил обязать сервисы предупреждать пользователей о планируемых списаниях. По данным «Известий», законопроект внесут в Госдуму в весеннюю сессию.

Что об инициативе думают банки и поставщики услуг

В Дом.РФ напомнили, что банки могут только предоставить платежные инструменты. Прекратить списания по просьбе клиента по двусторонней сделке нельзя. В банке «Зенит» подтвердили, что вопросы по подпискам нужно решать напрямую с поставщиками услуг.

В Банке России заявили, что готовы ознакомиться с предложениями ОПИ. Подписка — услуга, предоставляемая по абонентскому договору. От нее клиент вправе отказаться в любое время в одностороннем порядке.

В ЦБ РФ отметили, что некоторые банки уже предлагают блокировку периодических платежей без обращения к поставщикам услуг. Регулятор рекомендует всем банкам разработать сервисы, благодаря которым можно будет отказываться от ненужных подписок через мобильное приложение.

В Почта Банке дополнили свое приложению возможностью посмотреть список действующих подписок. Правда отменить их там же пока нельзя.

По мнению гендира ассоциации «Интернет-видео» Алексея Бырдина, крупные сайты-агрегаторы, соцсети и маркетплейсы предлагают прозрачные алгоритмы отключения подписок. По данным Бырдина, у большинства пользователей проблем при их использовании не возникает.

По мнению руководителя финтеха Школы управления «Сколково» Егора Кривошеи, для реализации инициативы ОПИ потребуются существенные корректировки законодательства РФ. Также придется наделить сотрудников банков большими полномочиями. Эксперт заключил, что издержки на реализацию инициативы в несколько раз превысят потенциальные выгоды для клиентов.

Источник: Известия

Информация была полезна?
13 оценок, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie