Финомбудсмен разъяснил правила действия моратория на банкротство
Страховые компании получили возможность 6 месяцев не платить гражданам по проигранным делам. После введения моратория на банкротство предприятий банки стали отказываться от принудительного взыскания. Автоюристы атаковали ЦБ с жалобами по данному вопросу.
Возможность страховых компаний (СК) полгода не удовлетворять требования по исполнительным листам вызывает вопросы у потребителей. Однако служба судебных приставов не комментирует ситуацию. Банк России и крупные поставщики страховых услуг также не дают никаких пояснений.
На что распространяется мораторий
Пресс-служба финансового уполномоченного пояснила, что потребители получают право на компенсацию в момент наступления страхового случая. Соответственно, отсрочка на 6 месяцев отсчитывается от этой даты.
На официальном сайте постановление о моратории опубликовано 1 апреля. С этого дня и действует запрет на принудительное взыскание. По мнению экспертов, под мораторий подпадают все требования потребителей, возникшие до 1 апреля. При этом учитывается любая дата, в которую согласно закону или договору возникает обязанность страховщика по выплате:
- Истечение срока на выплату
- Исполнение внесудебного соглашения
- Истечение нормативных сроков по ОСАГО
- Вступление в силу решения суда и прочие
Мотивацией страховых компаний для отказа от моратория может стать необходимость распределения прибыли среди партнеров или выплаты дивидендов. Отдельного внимания заслуживает вопрос осуществления выплат по делам с датами позднее выхода постановления. Формально на них запрет не распространяется.
Отсрочка выплат по долгим разбирательствам
Любые финансовые требования юридически признаются возникшими независимо от того, кому их предъявят (СК, суду или финансовому уполномоченному), отмечает основатель LCI Partner Ольга Злотя.
По этой причине введенный мораторий остановит принудительные взыскания по искам к СК, которые копились долгие годы. Продолжаться будут только выплаты по делам, когда страховщик признает случай страховым и осуществляет компенсацию в добровольном порядке.
Требования, возникшие после 1 апреля, будут около 1-2 месяцев идти до рассмотрения финомбудсмена. При этом приостанавливается лишь удовлетворение требований граждан. Рассматривать их суды и финансовый уполномоченный будут в стандартном порядке. Неустойка в течение всего срока действия моратория по предъявленным делам начисляться не будет.
Разные реакции банков на требования
Автоюристы отмечают, что финансовые учреждения в данной ситуации ведут себя непредсказуемо. Большинство банков отказываются от принудительных списаний со ссылкой на действующий запрет. Однако есть случаи, когда после ряда небольших заминок списания проходят. Например, в случае с Российским союзом автостраховщиков (РСА), который не хочет пользоваться мораторием.
Хотя постановление позволяет страховщикам не платить по исполнительным листам, после окончания запрета ситуация может усложниться. Накопленные требования могут достигнуть миллиардной суммы.
Автоюристы начали направлять в Банк России заявления с просьбой проверять страховщиков, со счетов которых банки отказываются списывать долги. В каждом обращении описывается конкретный случай. Также автоюристы отмечают, что просьба СК о применении в ее отношении моратория фактически говорит о предбанкротном состоянии.
Регулятор должен проверить платежеспособность страховщиков, которые отказываются платить долги. Также юристы просят приостанавливать действие лицензий СК по ОСАГО. Однако формально закон позволяет не производить выплаты всем юридическим лицам.
Автоюристы отправляют обращения сразу в РСА, страховщику и регулятору. В отдельных случаях удается добиться удовлетворения требований.
Источник: Агенство страховых новостей