Законопроект о прекращении возбуждении уголовных дел по налоговым махинациям
Правительство Российской Федерации отдало на рассмотрение законопроект в государственную думу, ограничивающий возможности следственного комитета в возбуждении уголовных на почве финансовых преступлений.
Правоохранительные органы будут должны считаться с мнением Федеральной налоговой службы. Это позволит уменьшить давление на бизнес и число проверок, улучшит эффективность проведения экспертиз.
Руководство РФ решило выпустить законопроект, который ограничивает следственный комитет в возможности возбуждения уголовных дел по налоговым и страховым преступлениям без консультации с налоговой службой. Содержание нового комплекса законов опубликован в законодательной системе Государственной думы Российской Федерации; приказ о внесении его на рассмотрение подписал председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин 2 марта.
Выдвигаемые изменения затронут статьи 140 и 144 УПК, в которых отмечены причины для возбуждения уголовного дела и очередность рассмотрения сообщения о преступлении. В статьях 140 и 144 УПК РФ предлагается внести дополнение о том, что основаниями для возбуждения уголовного дела в связи с нарушениями законодательства «представляют собой только информацию, предоставленную налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».
«Регламент, согласно которому возбуждения уголовного дела по налоговым махинациям без рассмотрения мнения ФНС невозможно, до этого устанавливался по приказу экс-президента РФ Дмитрием Медведевым и был активен в период с 2011 по 2014 год. На тот момент количество случаев налоговых преступлений и возбужденных по ним уголовных дел значительно снизилось с 13 тысяч дел до 1791 дела в 2011 и до 1171 дела в 2012 году», – прокомментировал уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.
В 2013 году президент России Владимир Путин подал в Государственную думу проект законов, отменяющий регламент возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Следователи, подавшие запрос на позицию Федеральной налоговой службы, сочли ненужным не ждать ответа и не стали считаться с ним.
В разъяснительном документе написано, что правительство предлагает ввести регламент по взаимодействию органов следствия, налоговой и страховой службы при решении вопросов о возбуждении уголовного дела. Если предложение будет рассмотрено и задействовано, то органы следствия будут возбуждать дела только после получения данных от страховых и налоговых служб. Специалисты видят в законопроекте способ уменьшения давления на бизнесменов в условиях напряженной внешнеполитической обстановки, повлекшей за собой санкции.
«Это положительная мера, позволяющая уменьшить количество уголовных наказаний для бизнеса из-за налоговых неуплат и начисления социальных выплат сотрудникам компаний. Послабление позволит снизить нагрузку на предпринимательскую деятельность и, следовательно, помочь развитию бизнеса в стране», — отмечает СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
Специалисты заявляют, что послабление уголовно-процессуального кодекса сможет уменьшить количество эпизодов коррупции при расследовании финансовых преступлений. На данный момент органы следствия могут производить уголовные дела без учета позиции ФНС и лишь уведомляя службу о начале расследования. Это позволяет предпринимателям делать ложные на доносы на своих конкурентов, так как сделать заявление о совершении финансового преступления может любое третье лицо.
«В данный момент возбуждают без учета данных ФНС по доносу сотрудника или третьего лица. Нередки случаи, когда следствие рассматривали дела и проводили оперативные работы до установления преступления Федеральной налоговой службой. Правоохранители присутствовали на комиссии по легализации налоговой базы, и если на ней шла речь о размере возможной недоимки начиная от 15 миллионов рублей, то могли подключаться к делу самостоятельно», – комментирует директор юридических компаний «Налоговый щит» Владислав Брызгалин.
«Налоговые службы могут проводить высококачественную экспертную оценку. Сотрудники ФНС должны быть ознакомлены с планом взимания определенного налога, сокращения налогооблагаемой базы - понимать теорию налогового права. В таком случае нужно лишь надеяться на более квалифицированную проверку. Помимо этого, при проведении проверки есть возможность досудебного урегулирования. До постановления о привлечении к ответственности у предпринимателя есть возможность оспаривать доводы эксперта, предоставляя службе способы исчисления и уплаты налогов, предоставив подтверждающую документацию.», — отметила председатель коллегии адвокатов «Адамова и Партнеры» Ирина Адамова.
«На начальном этапе налоговая служба проводит проверку и создает нормативный правовой акт. Акт может быть обжалован, после чего служба принимает решение, которое также может быть оспорено предпринимателем. Только после всех этапов данные передаются из налоговой службы в органы следствия. Следовательно, основательность решения в таких условиях повышается», — дополнил Брызгалин.
«Нововведения исключают проведение совместных проверок. Доказательство неуплаты должно предоставляться исключительно налоговой службой. Если при проведении экспертной проверки все задолженности уплачиваются, то все претензии к предпринимателю снимаются и правоохранительные органы теряют возможность возбудить уголовное дело», — комментирует партнер Novator Legal Group адвокат Олег Дьячков.
Некоторые специалисты сомневаются в положительном влиянии законопроекта на бизнес. «На сегодняшний день в подавляющим большинстве случаев все доказательства финансовых махинаций обнаруживают именно налоговые службы вследствие проверок», — отметил партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «Крайне мала вероятность того, что нововведения смогут искоренить случаи ложных доносов, двойных проверок и не смогут повлиять на развитие бизнеса в стране. Также подобные послабления приведут к увеличению числа случаев зарплатных махинаций у предпринимателей», – комментирует партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе.