МФО конкурируют за клиентов: цена заемщика увеличилась на 19%
Нестабильная экономическая ситуация приводит к тому, что россияне реже планируют крупные покупки и обращаются за микрозаймами. Из-за этого МФО приходится вкладывать больше денег в привлечение клиентов.
Эксперты считают, что спрос на займы будет невысоким в сравнении с прошлыми годами даже перед новогодними праздниками. А значит стоимость клиента вырастет.
На ноябрь 2022 компании в среднем тратят 3 700 рублей на привлечение заемщика, в то время как еще летом на это хватало 3 000 рублей. Цена клиента выросла на 19%.
По мнению аналитиков компании Мани Мен, эту ситуацию не изменят даже приближающиеся праздники и связанные с ними затраты.
Специалисты Мани Мена отмечают, что далеко не все игроки рынка готовы бороться за заемщиков, учитывая нестабильную экономическую ситуацию. Проведенное ранее исследование показало, что 45% МФО тратят на привлечение клиентов от 1 000 до 3 000 рублей. Еще 40% компаний выделяют на это 4 000–5 000 рублей. И только пять крупнейших организаций могут позволить себе заемщика стоимостью от 5 000 рублей.
Другие участники рынка подтверждают тренд и не ожидают изменений в спросе на микрозаймы в декабре. Совсем новогодний шопинг, конечно, не отменяется, но напряженная обстановка в обществе и сохранение сберегательной стратегии сделают его менее масштабным и ярким, чем раньше.
Это хорошо видно в сфере автокредитов и кредитов на потребительские цели. Иван Меринов, операционный директор ГК Eqvanta отмечает, что эта тенденция скоро дойдет и до МФО.
Роман Макаров, генеральный директор МФК «Займер» резюмирует, что если финансовые и микрофинансовые организации будут и дальше повышать ставки в надежде привлечь новых заемщиков, стоимость клиентов будет расти еще больше.
Коммерческий директор МФК «МигКредит» Марат Аббясов, ожидает масштабного проявления тенденции подорожания клиентов к концу первого квартала 2023 года. Это будет связано как с общей ситуацией на рынке, когда люди предпочитают копить, а не тратить, так и со снижением маржинальности микрофинансовых продуктов. Например, когда МФО предлагают клиентам сниженную процентную ставку по займу и тем самым уменьшает собственную прибыль.
Дмитрий Африканов, директор сервиса Unicom, отмечает, что в последнее время наблюдается общий рост цен. Вместе с этим существенно выросли требования к качеству трафика. За счет этого МФО вынуждены пересмотреть портфели рекламных инструментов. Игрокам рынка необходимо принять меры, которые помогут сохранить качество клиентов и снизить стоимость продвижения услуг.
Несмотря на то, что компании стараются найти оптимальные варианты снижения затрат, показатели продолжают увеличиваться. По словам главного аналитика ИК «Иволга Капитал» Марка Савиченко, с января по сентябрь 2022 года затраты выросли на 10-20%. Сегодня для МФО каждый заемщик становится все более ценным.
Источник: Коммерсантъ