THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Известия: МФО навязывают платные услуги при продлении займов

Некоторые МФО начали настойчиво предлагать заемщикам оформить дополнительные услуги после заключения договора потребительского займа. Соответствующая информация содержится в письме ЦБ РФ для участников микрофинансового рынка от 7 июня 2023 года.

Софья Галлямова
Софья Галлямова
Эксперт ВЗО по банковским продуктам

В ЦБ РФ подчеркнули, что проставление отметок о согласии клиентов на платные услуги до заключения договоров займа нарушает или ограничивает права потребителей. Банк России рекомендовал представителям МФО отказаться от такой практики.

Почему МФО навязывают услуги

Некоторые МФО стали навязывать платные услуги несколько лет назад после ужесточения требований регулятора. В частности, после:

  • Введения макропруденциальных лимитов
  • Снижения максимальной процентной ставки с 1% до 0,8% в сутки
  • Ограничения размера переплаты до 130% от суммы кредита

По словам Романа Макарова из МФК «Займер», маржинальность бизнеса снизилась. Отдельные игроки рынка пытаются за счет настойчивого продвижения допуслуг компенсировать снижение прибыли.

Как происходит навязывание услуг

При инициировании клиентом изменений условий договора на сайте или в мобильном приложении в некоторых МФО предусмотрено автоматическое согласие на покупку платных финансовых продуктов.

Несколько участников рынка регулярно навязывали клиентам допуслуги указанным способом в период продления займа. Такая практика идет вразрез с требованиями гражданского законодательства и закона о защите прав потребителей.

Меры регулятора

ЦБ РФ проводит адресную работу с нарушителями. Во все МФО отправлены письма о недопустимости навязывания подобных услуг до заключения договора.

Представители Центробанка неоднократно направляли МФО рекомендации. В октябре 2020 года регулятор напомнил, что потребители вправе отказаться от необязательных услуг и указал на недопустимость навязывания дополнительных опций.

С начала текущего года регулятор получил 60 обращений о навязывании платных продуктов: поручительства, юридических консультаций, страховых услуг, психологической помощи или услуг ветеринара с абонентской платой. В службе финуполномоченного подчеркнули, что ФССП принудительно будут списывать полную стоимость навязанных услуг с МФО и возвращать деньги клиентам. А еще на основании жалоб со стороны потребителей регулятор будет применять надзорные меры к нарушителям.

Мнения экспертов

Анна Панкратова из Moneyman считает, что практики навязывания допуслуг используют в основном небольшие компании. Крупные МФО следят за своей репутацией. Андрей Петков из МФК «Честное слово» убежден, что такие кейсы не носят массовый характер.

Представители МФК «Честное слово», Moneyman, Webbankir и «МигКредит» заверили журналистов «Известий», что не навязывают клиентам платные услуги.

Жалобы на МФО поступают регулярно, но тенденции к увеличению количества обращений нет. Такой позиции придерживается Алла Храпунова из организации «За права заемщиков» «Народного фронта».

Если клиент дал согласие на покупку услуг против своей воли, необходимо направить кредитору письменный отказ в течение двух недель. Алла Храпунова рекомендует дополнительно подать обращение в службу по защите прав потребителей Центробанка.

Эксперт подчеркнула, что письма ЦБ РФ носят рекомендательных характер и не накладывают жесткие требования на кредиторов. При этом участники рынка понимают, что такие рекомендации необходимо учитывать. В противном случае компании могут столкнуться с усилением надзора: любое нарушение может стать причиной исключения компании из реестра МФО.

Источник: Известия

Информация была полезна?
16 оценок, среднее: 4.8 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie