THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Клиенты банков смогут оспаривать оплату товаров по СБП

Покупатели смогут инициировать споры по транзакциям, совершенным через Систему быстрых платежей (СБП). Услуга будет доступна пользователям с 30 июня 2023 года. Банки будут обязаны принимать претензии от пользователей, а магазины и продавцы — рассматривать их.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Участники банковского сектора опасаются, что клиенты будут перекладывать ответственность за возврат денежных средств с продавцов на банки.

С чем связано нововведение

В первом квартале 2023 года клиенты перевели через СБП сумму 5,38 трлн рублей. 400 млрд рублей были направлены на оплату товаров и услуг, на 20% больше, чем в октябре — декабре 2022 года. С увеличением операций по СБП растет и количество претензий со стороны покупателей.

Механизм оспаривания операций в СБП введен еще в 2021 году, но банки могли его игнорировать. Поэтому в НСПК разработали регламент урегулирования споров. В системе «Диспут+» — здесь можно подать претензию по переводам с карт МИР — с конца июня 2023 года будет доступно обсуждение возвратов по СБП.

Какие операции можно будет оспорить

Механизм коснется в первую очередь платежных операций. В частности, запросить возврат денег, переведенных по СБП, можно будет, если:

  • Клиент не получит оплаченный заказ
  • Продукция окажет ненадлежащего качества
  • Продавец или покупатель отменит предоплаченный заказ

На подачу претензии у покупателей будет полгода. Претензии будут рассматриваться в течение 30 суток, как и по картам МИР.

Оспаривание переводов между картами физлиц будет действовать только при обнаружении мошеннических схем или при совершении неуспешных операций. Если пользователь просто ошибется при вводе номера телефона, ему придется решать вопрос, не привлекая ресурсы банка. 

Алгоритм оспаривания

Процедура оспаривания оплаты по СБП такая же, как и по картам МИР:

Шаг 1
Клиент подает заявку в банк, с карты которого он сделал перевод
Шаг 2
Банк отправителя создает заявку на спор в НСПК
Шаг 3
Банк получателя рассматривает претензию
Шаг 4
Агент ТСП (организация, которая оказывает информационно-техническое сопровождение продавцу) анализирует данные по спору

Если по оспариваемой операции примут положительное решение, операционный и клиринговый центр СБП (ОПКЦ) вернет средства покупателю.

Что говорят в банках

Представители Русского стандарта считают, что сервис диспутов сделает платежные операции по СБП удобнее для клиентов. Некоторые банкиры предупреждают о ряде проблем, которые могут возникнуть при оспаривании платежных операций по СБП.

Собеседник издания «Коммерсантъ» сообщил, что сегодня в таких спорах банки выступают посредниками, а претензии клиенты адресуют напрямую магазинам. После введения нового механизма оспаривания «отдуваться» за продавцов придется банкам. Без подачи искового заявления в суд банки не смогут получить возврат денег от магазина.

Представители банковского сектора уже предложили увеличить тарифы по СБП, чтобы компенсировать потенциальные риски. Но в НСПК с этим не согласны.

Эксперт по платежным картам Дмитрий Вишняков отметил, что оператор НСПК является арбитром по спорам и гарантирует возвращение денег потерпевшей стороне. Но за счет проверок процедура возврата всегда длительная. Поэтому такой механизм будет удобен банкам для решения споров на крупные суммы.

Источник: Коммерсантъ

Информация была полезна?
13 оценок, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie