THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Динамика индекса делового климата НАФИ за 3 месяца

Исследования аналитического центра НАФИ в мае показали, что отечественный бизнес постепенно адаптируется к новым реалиям. Количество предпринимателей, которые уверенно смотрят в будущее и положительно оценивают финансовое состояние своих компаний, значительно возросло.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Аналитическим центром регулярно проводится мониторинг. Для сбора информации эксперты использовали B2B-панель «Голос бизнеса».

Особенности вычисления индекса

Аналитический центр НАФИ определяет данный показатель на основании опроса среди нескольких сотен респондентов, являющихся представителями сегмента МСБ. Индекс может варьироваться от −100 до 100 пунктов. Он представляет собой среднее геометрическое значение по оценкам реальной ситуации и прогнозов на будущее.

По сравнению с первой волной мониторинга в мае показатель значительно увеличился. В марте индекс составлял −19,8 пункта. Сегодняшние данные — 4,7 пункта.

В качестве балансовых оценок текущего положения аналитики брали разницу между количеством опрошенных, выбравших «Скорее хорошее» и «Очень хорошее», и числом предпринимателей, выбравших «Скорее плохое» и «Очень плохое». Данный показатель по сравнению с мониторингом первой волны увеличился на 26,4 пункта. Балансовые оценки ожиданий предпринимателей рассчитываются по аналогии. Данная цифра увеличилась на 22,2 пункта.

Оценка предпринимателей

Полученные данные можно объяснить тем, что во время проведения мониторинга первой волны предприниматели были настроены пессимистично. Серьезно подрывал уверенность бизнеса в завтрашнем дне поток новостей об изменениях в экономике.

В апреле предприятия начали привыкать к работе в новом режиме и адаптироваться к внешней ситуации. Благодаря этому в течение месяца существенно выросло количество предпринимателей, оценивающих финансовое состояние своих организаций положительно (на 9%). Доля тех, кто оценивал финансовое положение собственных предприятий негативно, сократилась на 17%. Количество предпринимателей, по мнению которых состояние бизнеса среднее, выросло на 8% по сравнению с первой волной мониторинга.

Самыми оптимистичными оказались представители среднего бизнеса. Из них более 60% оценили положение организаций как хорошее. Также уверенно себя чувствуют представители компаний, работающих более 10 лет. Среди них 45% положительно оценивают финансовое положение своих предприятий.

Менее уверенными оказались представители молодых компаний. Среди предпринимателей, предприятия которых работают до 3 лет, лишь 44% хорошо оценивают их финансовое состояние. Что касается микробизнеса (организаций с численностью штата не более 15 сотрудников), в этом сегменте 43% положительно оценивают состояние собственных предприятий.

Прогнозы

Многие предприниматели предвещают своему бизнесу активное развитие в ближайшие месяцы. Количество участников исследования, которые положительно оценивают свои перспективы, по сравнению с первой волной мониторинга выросло на 8%.

В марте более половины участников исследования ожидали ухудшения финансового положения своих компаний в будущем. Вторая волна мониторинга показала, что их количество сократилось до 36%. Некоторые предприниматели не ждут ни положительных, ни отрицательных изменений. К ним относятся 29% опрошенных, что на 7% больше, чем в марте.

Географически самыми уверенными оказались бизнесмены из Уральского и Северо-Западного федеральных округов. Из них предвещают своим предприятиям хорошее развитие 52% и 49% соответственно. Также оптимистично на будущее смотрит молодежь (предприниматели в возрасте до 30 лет). Более 40% считают, что положение их компаний в скором времени улучшится.

Пессимистичные настроения выявлены среди руководителей предприятий, работающих в сфере информации и связи. Больше половины участников исследования в данной области признались, что ждут ухудшений в будущем. Негативно настроены представители организаций, расположенных в столице и СКФО, а также микробизнеса. В первом случае по 46% опрошенных ждут ухудшений, во втором — 45%.

Гендиректор аналитического центра Гузелия Имаева считает, что резкое падение индекса делового климата в марте стало логичным на фоне санкций и сложной политической ситуации. Неопределенность является одним из самых нежелательных состояний для бизнеса. В такой ситуации сложно оценивать риски и планировать дальнейшие действия по развитию компании.

При этом гибкость и умение адаптироваться к изменениям являются большим преимуществом для любого бизнеса.

Предприниматели России демонстрируют жизнеспособность и высокую адаптивность. За короткие сроки бизнес начал привыкать к новым реалиям и продолжил работать с учетом всех изменений. Производственные процессы были оптимизированы, временный баланс найден.

Государственная поддержка в данном случае имела большое значение для предприятий. Однако процесс адаптации идет полным ходом, поэтому помощь бизнесу будет нужна еще длительное время.

Мониторинг в конце февраля показал, что 67% представителей малого и среднего бизнеса нуждаются в господдержке. Самыми востребованными являются такие меры, как:

  • Субсидии из бюджета на выплаты зарплат персоналу
  • Сниженные страховые сборы
  • Налоговые послабления
  • Льготное кредитование
  • Субсидии на оплату аренды помещений для ведения бизнеса

Аналитический центр продолжает отслеживать изменения в сфере предпринимательства. Своевременный анализ данных и сбор ключевых показателей позволяет более точно прогнозировать тенденции развития отечественного предпринимательства, понимать потребности компаний, выстраивать диалог между представителями власти и бизнеса.

Источник: Аналитический центр НАФИ

Информация была полезна?
12 оценок, среднее: 4.8 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie