Женщины видят возможности для своего бизнеса в кризис
Женщины-предприниматели видят для себя плюсы в уходе с отечественного рынка зарубежных компаний. Об этом сообщается по итогам 9-ой волны исследования Индекса женского предпринимательства (WBI — Women Business Index, WBI). Оператором проведенного исследования выступает Аналитический центр НАФИ*.
Банк Открытие и Комитет по развитию женского предпринимательства представили результаты 9-ой волны Индекса женского предпринимательства (WBI). В новой экономической реальности он снизился в сравнении с 2021 годом. В III квартале прошлого года (в период 8-ой волны) индекс находился на 71,1 пункте, а в конце I квартала 2022 года (9-я волна), опустился до пункта 69,8.
Для чего нужен Индекс женского предпринимательства
Индекс WBI показывает, на сколько благоприятна деловая и социальная среды в России для развития женского бизнеса. Индекс состоит из трех показателей с тематическими вопросами:
- «Культура предпринимательства»
- «Предпринимательская экосистема»
- «Личные качества»
В ходе исследования были опрошены как женщины-предприниматели, так и женщины, не ведущие предпринимательскую деятельность (300 руководителей и владелиц предприятий сегмента малого и среднего предпринимательства, а также 500 женщин в возрасте от 18 до 60 лет, не имеющих бизнес или компанию в управлении).
Выводы исследования: что повлияло на снижение Индекса женского предпринимательства в марте 2022 года
- Снижение показателя среди женщин, не имеющих своего бизнеса
В первую очередь, возросла доля тех, кто считает, что возможностей для бизнеса стало меньше. Однако женщины-предприниматели отнеслись к кризису спокойнее: показатель упал меньше, чем у женщин, не имеющих собственного бизнеса.
Имеют свой бизнес | Снижение на 0,6 п. до 72,2 п. |
Не имеют своего бизнеса | Индекс «Культура предпринимательства» сократился на 5,6 п. до 78,7 п. |
- Зарубежные санкции
Негативные последствия ощутили на собственном бизнесе 52% предпринимательниц. У 38% с появлением санкций ничего не поменялось, а 8% сумели обернуть ситуацию в свою пользу. Возможности для роста бизнеса в текущей ситуации обнаружили 23% женщин-предпринимателей. Они отмечают, что уход зарубежных компаний — это плюс для развития женского бизнеса в России.
- Снижение выручки
У 52% опрошенных в новых социально-экономических условиях упали показатели выручки. Спрос на продукты и услуги упал у 29%, а 37% опрошенных столкнулись с ростом цен на сырье.
- Тревога за финансовое состояние
Половина опрошенных (49%) уверена, что их предприятию потребуется дополнительное финансирование в ближайшие полгода. И еще 40% считают, что привлечь дополнительные финансы в ближайшие полгода будет сложно.
- Самообразование
Больше трети женщин-предпринимателей (43%) проходили курсы или тренинги, получали дополнительное образование в сфере организации и развития бизнеса. Большинство (66%) выбирали обучение на образовательных платформах и специализированных сайтах с курсами. Самыми востребованными направлениями дополнительного образования предпринимательниц стали интернет-маркетинг и программирование. Их выбрали 15% и 12% соответственно.
Почему женщины решили заняться предпринимательством
- Хотят улучшить материальное положение — 57%
- Необходима возможность самостоятельно распоряжаться своим временем — 50%
- Есть потребность принимать решения самостоятельно и не иметь начальников — 45%
- Хотят профессиональной самореализации — 22%
- Вдохновились примером других женщин — 20%
Заместитель президента-председателя правления банка Открытие и председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России» Надия Черкасова прокомментировала итоги исследования. Она отметила, что женщины показывают способность быстро приспосабливаться к изменяющимся реалиям, как и весь малый бизнес.
Надия Черкасова также заявила, что текущая ситуация способствует переходу людей из найма в собственный бизнес. Индекс показал, что интерес к созданию собственного бизнеса продолжает расти, так как теперь освободились многие ниши. Программы финансирования стартового капитала и в целом кредитование становятся особенно актуальными на фоне снижения ключевой ставки.
*Исследование проведено Аналитическим центром НАФИ в марте 2022 г.
Источник: НАФИ