THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Женщины видят возможности для своего бизнеса в кризис

Женщины-предприниматели видят для себя плюсы в уходе с отечественного рынка зарубежных компаний. Об этом сообщается по итогам 9-ой волны исследования Индекса женского предпринимательства (WBI — Women Business Index, WBI). Оператором проведенного исследования выступает Аналитический центр НАФИ*. 

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Банк Открытие и Комитет по развитию женского предпринимательства представили результаты 9-ой волны Индекса женского предпринимательства (WBI). В новой экономической реальности он снизился в сравнении с 2021 годом. В III квартале прошлого года (в период 8-ой волны) индекс находился на 71,1 пункте, а в конце I квартала 2022 года (9-я волна), опустился до пункта 69,8.

Предыдущее снижение отмечалось в период пандемии в 2020 году. Тогда в IV квартале 2019 года (6-я волна) значение индекса было 69,4 п.п. и снизилось до 60,1 пункта в III квартале 2020 года (7-я волна). Нынешнее снижение индекса гораздо меньше.

Для чего нужен Индекс женского предпринимательства

Индекс WBI показывает, на сколько благоприятна деловая и социальная среды в России для развития женского бизнеса. Индекс состоит из трех показателей с тематическими вопросами:

  • «Культура предпринимательства»
  • «Предпринимательская экосистема»
  • «Личные качества»
Если индекс выше 50 пунктов, значит среда благоприятная, ниже — неблагоприятная. Максимально возможное значение шкалы индекса — 100 пунктов, минимальное — 0.

В ходе исследования были опрошены как женщины-предприниматели, так и женщины, не ведущие предпринимательскую деятельность (300 руководителей и владелиц предприятий сегмента малого и среднего предпринимательства, а также 500 женщин в возрасте от 18 до 60 лет, не имеющих бизнес или компанию в управлении).

Выводы исследования: что повлияло на снижение Индекса женского предпринимательства в марте 2022 года

  • Снижение показателя среди женщин, не имеющих своего бизнеса

В первую очередь, возросла доля тех, кто считает, что возможностей для бизнеса стало меньше. Однако женщины-предприниматели отнеслись к кризису спокойнее: показатель упал меньше, чем у женщин, не имеющих собственного бизнеса.

Имеют свой бизнес Снижение на 0,6 п. до 72,2 п.
Не имеют своего бизнеса Индекс «Культура предпринимательства» сократился на 5,6 п. до 78,7 п.
  • Зарубежные санкции

Негативные последствия ощутили на собственном бизнесе 52% предпринимательниц. У 38% с появлением санкций ничего не поменялось, а 8% сумели обернуть ситуацию в свою пользу. Возможности для роста бизнеса в текущей ситуации обнаружили 23% женщин-предпринимателей. Они отмечают, что уход зарубежных компаний — это плюс для развития женского бизнеса в России.

  • Снижение выручки

У 52% опрошенных в новых социально-экономических условиях упали показатели выручки. Спрос на продукты и услуги упал у 29%, а 37% опрошенных столкнулись с ростом цен на сырье.

  • Тревога за финансовое состояние

Половина опрошенных (49%) уверена, что их предприятию потребуется дополнительное финансирование в ближайшие полгода. И еще 40% считают, что привлечь дополнительные финансы в ближайшие полгода будет сложно.

  • Самообразование

Больше трети женщин-предпринимателей (43%) проходили курсы или тренинги, получали дополнительное образование в сфере организации и развития бизнеса. Большинство (66%) выбирали обучение на образовательных платформах и специализированных сайтах с курсами. Самыми востребованными направлениями дополнительного образования предпринимательниц стали интернет-маркетинг и программирование. Их выбрали 15% и 12% соответственно.

Почему женщины решили заняться предпринимательством

  • Хотят улучшить материальное положение — 57%
  • Необходима возможность самостоятельно распоряжаться своим временем — 50%
  • Есть потребность принимать решения самостоятельно и не иметь начальников — 45%
  • Хотят профессиональной самореализации — 22%
  • Вдохновились примером других женщин — 20%

Заместитель президента-председателя правления банка Открытие и председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России» Надия Черкасова прокомментировала итоги исследования. Она отметила, что женщины показывают способность быстро приспосабливаться к изменяющимся реалиям, как и весь малый бизнес.

Надия Черкасова также заявила, что текущая ситуация способствует переходу людей из найма в собственный бизнес. Индекс показал, что интерес к созданию собственного бизнеса продолжает расти, так как теперь освободились многие ниши. Программы финансирования стартового капитала и в целом кредитование становятся особенно актуальными на фоне снижения ключевой ставки.

*Исследование проведено Аналитическим центром НАФИ в марте 2022 г.

Источник: НАФИ

Информация была полезна?
12 оценок, среднее: 4.7 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie