Траты по зарубежным картам иностранных туристов в 2020 году упали, а экспатов — возросли
Банк Русский Стандарт провел исследование трат в России по иностранным картам, а также покупок, совершенных через известные китайские платежные сервисы AliPay и WeChat Pay в прошлом году в своей эквайринговой сети. Последняя входит в пятерку топовых по величине в нашей стране.
Локдаун привел к уменьшению потока туристов и расходов, совершенных по картам в сегментах, востребованных у путешественников. Статистические данные свидетельствуют о том, что экспаты, оставшиеся в России, повысили расходы по иностранным картам в привычных для себя категориях.
Согласно сведениям эквайрингового бизнеса кредитной организации, общая сумма операций по иностранным картам в прошлом году уменьшилась на 23% по сравнению с предыдущим годом. Примечательно, что в минувшем году наблюдались снижение и всплески расходов у иностранных граждан, это зависело от ситуации с распространением коронавирусной инфекции. В связи с постепенным вводом карантинных мер в феврале прошлого года случилось стремительное уменьшение общей суммы транзакций по иностранным картам. Если сравнивать данный индикатор с январем, то он снизился на 54%. В летнее время, когда стали постепенно снимать ограничительные меры и наблюдался спад первой волны COVID-19, началось резкое увеличение совокупной суммы операций по иностранным картам. В первый месяц лета прошлого года она возросла на 55% по сравнению с маем того же года.
Поскольку Китай раньше других государств встретился с COVID-19, то изменение трат по месяцам немного разнится в сервисах AliPay и WeChat Pay. Статистические сведения свидетельствуют о том, что в нашей стране снижение оборотов по китайским платежным системам прослеживалось уже с конца 2019 года по февраль прошлого года. В период с марта по апрель минувшего года наблюдалось увеличение числа операций с последующим спадом до начала текущего года.
В 2020 году максимальный спад по оборотам карт, выпущенных зарубежными кредитными организациями, наблюдался в сегментах, которые больше всех пострадали из-за снижения потока туристов. В топовую пятерку таких категорий вошли:
- Торговые точки с подарками и сувенирами
- Отели
- Туристические агентства
- Кафе и рестораны
- Магазины ювелирных изделий
Интересный факт, что иностранцы, проживающие и работающие в нашей стране, существенно увеличили расходы в традиционных для себя сегментах. Скорее всего, это обусловлено снизившейся мобильностью из-за распространения коронавирусной инфекции, которая привела к сокращению их выездов из России.
Согласно сведениям эквайринговой сети кредитной организации, в минувшем году увеличение оборотов по иностранным картам прослеживается в следующих категориях:
- Финансовые сервисы, в том числе инвестиции в ценные бумаги, пополнение баланса брокерских счетов — увеличение более чем в 100 раз
- Розничные торговые точки — в 58 раз
- Магазины товаров для детей — в 10 раз
- Магазины электроники — в 4 раза
- Онлайн-сервисы (образовательные услуги, тренинги и иное) — в 4 раза
В сервисах AliPay и WeChat Pay, которые востребованы гражданами Китая при совершении покупок в России, основными категориями расходов в прошлом году выступили:
- Продукция для здоровья и красоты, парфюмерия
- Универмаги
- Одежда и аксессуары
- Бакалейные магазины
Российскими городами-лидерами по тратам как в сервисах AliPay и WeChat Pay, так и по иностранным картам в прошлом году остались по-прежнему Санкт-Петербург и Москва.