На состояние экономики влияет большое количество различных показателей и параметров. Их подсчет и определение – достаточно сложная задача. Чтобы представить экономический процесс в понятном для простого человека виде, используются различные нестандартные показатели – например, индекс Биг Мака. Подробнее о том, что представляет собой этот индекс и о том, как он считается, вы узнаете в этой статье. Также мы расскажем и о других необычных экономических показателях.
Индекс Биг Мака – это шуточный показатель, который используется для определения паритета покупательной способности. Так называется соотношение валют разных стран в зависимости от стоимости определенного набора товаров или услуг. В данном случае за основу подсчета взята стоимость бургера Биг Мак в ресторанах McDonald’s.
Теория паритета покупательской способности полагает, что один и тот же набор продукции в разных странах должен стоить примерно одинаково. За счет этого рассчитывается оптимальный курс валюты. При этом не учитываются другие показатели, которые влияют на стоимость – например, транспортные расходы или общий уровень доходов населения.
Впервые индекс Биг Мака был предложен западным экономическим журналом The Economist в 1986 году. С этого времени журнал каждые полгода рассчитывает и публикует индекс для всех стран, где присутствует Макдоналдс. Ознакомиться с текущим индексом можно на официальном сайте журнала.
Для этого есть две причины. Первая – рестораны Макдоналдс есть во многих странах, и почти во всех из них подают Биг Мак. Вторая – в состав этого бургера входят все базовые продукты: мясо, хлеб, овощи, сыр, зелень. Также на его цену влияют и другие важные показатели, такие как стоимость рабочей силы или аренды помещений под рестораны. Поэтому по стоимости бургера вполне можно судить об общем состоянии экономики в стране.
Долгое время индекс Биг Мака было невозможно рассчитать для индийской рупии. Причина в том, что бургер содержит говяжью котлету, а корова в Индии до сих пор считается священным животным – ее мясо не употребляют в пищу. Следовательно, классический Биг Мак в этой стране не подают. В 2011 году был найден компромисс – для подсчета индекса был взят похожий бургер с куриной котлетой, Махараджа Мак.
За основу берется доллар США – валюта страны, в которой появились и Макдоналдс, и Биг Мак. Цена бургера в долларах сравнивается с ценой в валюте страны, для которой считается индекс. Затем стоимость бургера в долларах переводится в валюту нужной страны по текущему курсу и сравнивается с реальной. Если она получается больше, то валюта недооценена, если меньше – переоценена.
Исходя из этих данных считается оптимальный курс валюты к доллару – сколько он должен составлять, чтобы цена Биг Маков была примерно одинаковой.
На примере понять схему расчета проще. В России Биг Мак стоит порядка 139 рублей, в Штатах — 5 долларов 65 центов (около 410 рублей по курсу на октябрь 2021 года). По этим показателям рубль недооценен почти в 3 раза. Если бы экономика измерялась в бигмаках, стоимость доллара составила бы примерно 28 рублей.
В таблице собраны актуальные данные за июль 2021 года (отношение валюты к доллару и стоимости бургера). Любопытно, что согласно рейтингу бигмака рубль самая недооцененная валюта в мире. Бургер у нас стоит достаточно дешево с учетом низкого курса российского рубля.
Страна |
Местная валюта |
Рубли |
Австралия |
6.55 |
359 |
Азербайджан |
3.95 |
174 |
Аргентина |
380 |
295 |
Бахрейн |
1.5 |
294 |
Бразилия |
22.9 |
330 |
Великобритания |
3.49 |
357 |
Венгрия |
900 |
220 |
Вьетнам |
69 000 |
224 |
Гватемала |
26 |
245 |
Гондурас |
87 |
268 |
Гонконг |
21 |
202 |
Дания |
30 |
355 |
Еврозона (средняя цена) |
4.27 |
376 |
Египет |
42.5 |
202 |
Израиль |
17 |
384 |
Индия |
34 000 |
174 |
Иордания |
2.3 |
224 |
Канада |
6.77 |
397 |
Катар |
13 |
265 |
Китай |
22.4 |
258 |
Колумбия |
12 950 |
252 |
Коста Рика |
2 370 |
280 |
Кувейт |
1.25 |
309 |
Ливан |
37 000 |
1 828 |
Малайзия |
9.99 |
177 |
Мексика |
64 |
239 |
Молдавия |
52 |
214 |
Никарагуа |
128 |
270 |
Новая Зеландия |
6.9 |
358 |
Норвегия |
57 |
476 |
ОАЭ |
14.75 |
299 |
Оман |
1.15 |
222 |
Пакистан |
580 |
269 |
Перу |
12.9 |
242 |
Польша |
13.43 |
257 |
Россия |
135 |
135 |
Оман |
1.15 |
222 |
Румыния |
10.6 |
189 |
Саудовская Аравия |
14 |
278 |
Сингапур |
5.9 |
323 |
США |
5.65 |
421 |
Тайвань |
72 |
191 |
Тайланд |
128 |
290 |
Украина |
65 |
177 |
Уругвай |
225 |
379 |
Филиппины |
142 |
208 |
Хорватия |
24 |
281 |
Чехия |
89 |
306 |
Чили |
2 990 |
294 |
Швейцария |
6.5 |
527 |
Швеция |
54 |
463 |
Шри Ланка |
700 |
260 |
ЮАР |
33.5 |
172 |
Южная Корея |
4 600 |
298 |
Япония |
390 |
265 |
Методик подсчета паритета покупательной способности существует очень много. Для его определения можно использовать различные товары и услуги, распространенные в разных странах мира. Индекс покупательной способности может рассчитываться как отдельно от остальных показателей, так и по отношению к ВВП стран. Таким образом рассчитывает свои показатели, например, Всемирный банк.
Существуют и другие неофициальные показатели, похожие по сути на индекс Биг Мака. Например, австралийский банк Commonwealth Securities считает покупательную способность по стоимости плеера iPod Nano. Американская аналитическая компания ValuePenguin взяла за основу своего индекса стоимость маленькой чашки латте в кофейнях Starbucks.
В Украине по похожему принципу рассчитывают стоимость ингредиентов для борща, а в России – для салата оливье. По ним можно следить за стоимостью потребительской корзины. Немецкий Deutsche Bank считает покупательную способность по стоимости свидания, а американская косметическая компания Estee Lauder – по стоимости красной губной помады.
Немцы сравнивают валюты в городах мира по средней стоимости одного свидания. В романтический комплект входит ужин на двоих, два стакана пива, стоимость поездки на такси и два билета в кино. Дороже всего романтический вечер обойдется в Цюрихе. А вот в Москве, по расчетам немцев, свидание обойдется достаточно недорого. Город занимает 35 место в рейтинге. Правда в Германии не учли, что на встрече для двоих русские предпочитают заказывать вино.
В России свои показатели для расчета. Рост потребительских цен традиционно соотносят со стоимостью набора для борща (в него входят самые востребованные продукты, включая капусту, картошку, морковку и другие) и индексом оливье без которого не обходится ни одно новогоднее застолье. Показатель позволяет определить инфляцию в рамках потребительской корзины.
Конечно, воспринимать всерьез индекс Биг Мака не стоит. Он не учитывает большое число показателей, которые влияют на курс валюты и покупательную способность – от доходов населения до политической обстановки. Кроме того, важно помнить и о других особенностях определения цены тех или иных импортных товаров – например, в странах со слабой валютой ее специально занижают, чтобы не терять продажи.
Тем не менее, это вполне интересный способ взглянуть со стороны на изменения в курсах валют. С помощью такого индекса человек, далекий от экономики, сможет примерно оценить разницу в стоимости товаров или услуг. Если соотнести его с другими экономическими показателями, то будет проще проследить, как глобальные изменения влияют на стоимость простых продуктов.
Итак, сегодня мы рассказали вам об индексе Биг Мака, который на примере цен на бургеры отражает разницу в состояниях экономики:
Всерьез такой показатель воспринимать не стоит, но с помощью него можно прослеживать экономические изменения на примере простых вещей.
А какие еще способы подсчета покупательной способности вы можете предложить? Поделиться ими вы можете в комментариях.
Спасибо за интересную статью. Некоторые экономические аспекты в таких шутливых индексах понимаются гораздо лучше, так что приятно почитать толково изложенный материал и углубиться в них, задуматься, посмотреть под другим углом. Наглядность у биг маков и кофе латте обычно гораздо доходчивее, чем когда просто процентный уровень инфляции, например, называют.
Почему все говорят о индексе биг мака, когда есть индекс борща и оливье? Не актуальнее ли они для нашей страны? По этим индексам хотя бы изменение цен можно просмотреть, а что дает биг мак обычным русским людям? Как часто им кто-то питается вообще? Оливье же – неотъемлемая культурная часть, да и без борща обед - не обед.
Люблю экономические шутки и считаю, индекс биг мака – это такая вот шутка и есть, как на него серьезно смотреть-то. Зато помогает представить, как можно провести обычный день в другой стране. Насколько доступно или недоступно там то, что здесь кажется обыденностью. Интересный показатель.
К индексу Биг Мака нужно еще один добавлять – индекс латте, и тогда станет еще интереснее сравнивать. Латте из Старбакса в России, например, один из самых дорогих. Удивительно, что его тут еще продают. На самом деле относительность этих экономических показателей смущает. С одной стороны, и есть база для анализа, с другой… А что в ней можно понять?
Среди экономических показателей всякие странности можно найти, индекс Биг Мака – веселый момент, но показывает он не всегда радостные вещи. Если проанализировать его, можно прикинуть, какая из валют переоценена. Мне лично было интересно прочитать, спасибо!
Даже без индекса Биг Мака знаю, что мне с каждым годом жить труднее, я не помню, чтобы у нас в городе что-то дешевело, только все дороже и дороже. А как там власти ведут подсчет, они не расскажут правду все равно, просто ставят перед фактом и все. Если мне нужно обменять валюту для отпуска, то в банке я естественно рта не раскрою, курс валюты туда сюда плавает, от меня конкретно ничего не зависит, так все и живем.
Индекс Биг Мака не учитывает, в какой стране считается покупательская корзина, поэтому он конечно не точный! Идеальная картина не получится, потому что хоть как набор продуктов будет получаться по сумме совершенно разный. Вот тут-то мы и получаем, сколько стоит наш рубль. Но мне вот интересно иногда сравнивать, как по разному живут и платят люди в разных странах. Понятно, что я лично не могу повлиять на мировые процессы, но наблюдать интересно!
Вроде серьезная вещь эта покупательская способность, а считают ее по какому-то салату, дичь да и только! Мне кажется, что ее нужно рассчитывать не по картошке с майонезом, а по услугам, без которых не может обойтись ни один человек. Но вот тут и начинается главная трудность, попробуйте сравнить нашу страну и запад, да сразу дров наломаете! Поэтому согласен с автором статьи, этот индекс Биг Мака невозможно воспринимать на все сто, так побаловать себя возможным сравнением и все.
А я считаю, что покупательская способность рассчитывается только для проформы и непонятной статистики, потому что нашему среднему гражданину невозможно в эти корзины влезть, которые для нас рассчитывают, я говорю про покупательские. И вообще это отвлеченные расчеты, они уже давно оторвались от настоящей жизни, они сами по себе, а мы сами!
Интересно, а в нашей стране как рассчитывают покупательскую способность? И хотелось бы прочитать у вас на примере конкретных магазинов и услуг, потому что тема интересная, но не привязанная к конкретике получается не очень понятно и правдоподобно. А ведь тема на самом деле важна для того, кто начинает да и ведет свой бизнес.