Финансовый омбудсмен
Финансовый омбудсмен — это независимый представитель интересов населения в сфере деятельности финансовых учреждений. Его задача — урегулировать конфликты граждан с финучреждениями до обращения в суд. Это значительно ускоряет процесс, но при этом такой метод решения целесообразен только при небольшой цене вопроса. Обращение к омбудсмену и процедура рассмотрения спора бесплатны.
Впервые должность финансового омбудсмена появилась в Германии в 1992 году с подачи Союза Немецких банков. На сегодняшний день подобный пост существует во многих государствах — Франции, Великобритании, ЮАР, Норвегии, Италии, Португалии и других. В России финансовый омбудсмен появился в 2010 году по инициативе Ассоциации российских банков, которая утвердила Положение и Регламент об Общественном примирителе на финансовом рынке.
Финансовый омбудсмен имеет право решать споры между банками и их клиентами на сумму до 300 000 рублей. Отправить запрос независимому представителю может только физическое лицо, при этом решаемый вопрос не должен находиться на рассмотрении в суде. Также клиент обязуется не обращаться в суд во время решения дела омбудсменом. До контакта с примирителем гражданин должен в установленном порядке отправить письменную претензию в банк и дождаться ответа в течение 30 дней.
Омбудсмен принимает только письменные заявления. Его бланк и регламент обращения можно найти на официальном сайте Ассоциации Российских Банков. К заявлению следует приложить копии подтверждающих позицию заявителя документов в двух экземплярах. В зависимости от ситуации, это могут быть:
- Кредитный договор
- Договор страхования
- Квитанции
- Выписки по счету
- Переписка с кредитной организацией
- И другие документы
Составить обращение можно только в сторону финансовых учреждений, которые официально поддержали институт омбудсмена. Эти организации обязаны подчиняться принятым решениям, и не имеют права на их обжалование в суде. Если кредитное учреждение не участвует в системе, то уполномоченный может только отправить в его адрес предложение о мирном урегулировании конфликта. Если заявитель не удовлетворен принятым решением, то он может обратиться за дальнейшим разбирательством в суд.
По итогам работы финомбудсмена все стороны заключают примирительное соглашение, после чего омбудсмен утверждает его и выносит постановление о разрешении либо прекращении спора. Данное соглашение также может быть утверждено в мировом либо третейском суде.
Чаще всего жители России отправляют запросы финансовому примирителю по вопросу реструктуризации кредита. Уполномоченный обычно рассматривает заявления в течение 15 рабочих дней. При этом финомбудсмен рассматривает конфликты, если они соответствуют следующим параметрам:
- Заявителем выступает гражданин по договору между финансовой организацией и физическим лицом. Споры между компаниями примиритель не разбирает
- Конфликт связан только с деньгами и ценным имуществом. При невыполнении банками других обязательств и нарушении прав граждан следует обращаться в Центробанк. При этом вопрос должен касаться только прямых убытков, компенсациями примиритель не занимается
- Срок давности подачи заявления уполномоченному составляет три года. Только в некоторых случаях при наличии уважительных причин конфликт может быть рассмотрен спустя больший срок
Институт финансового примирителя появился в России сравнительно недавно, его деятельность развивается постепенно. Закон определил даты, после наступления которых учреждения обязаны взаимодействовать с омбудсменом:
- Страховые компании — с 2019 года
- Микрофинансовые организации — с 2020 года
- Банки, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы — с 2021 года
До этого времени присоединение к системе является добровольным. На сайте финансового уполномоченного представлен список организаций, которые сотрудничают с ним в данный момент и решают конфликты с его помощью.