Особенности бизнеса в сфере электронной коммерции
Электронная коммерция плотно вошла в жизнь современного общества и стала его неотъемлемой частью. Годовой объем российского рынка товаров и услуг, приобретаемых посредством глобальной сети, исчисляется в сотнях миллиардов рублей. И этот рынок постоянно расширяется и активно развивается. О том, что такое электронная коммерция в интернете, в чем ее особенности и какие ее виды можно использовать для организации малого бизнеса, далее в обзоре.
Определение и особенности электронной коммерции
Понятие электронной коммерции объединяет в себе все финансовые и торговые операции, все сделки, проходящие с использованием банковских счетов, осуществление которых производится при помощи компьютерных сетей. Сюда же относятся все процессы и мероприятия, которые связаны с выполнением таких транзакций. Если конкретнее, то E-commerce – это предпринимательская деятельность, связанная с распространением информации, товаров и услуг посредством интернета.
Очень многие предприниматели в России и во всем мире сегодня переносят свой бизнес в интернет. Почему? На это есть несколько причин, обусловленных особенностями электронной коммерции:
- глобальный охват
- невысокие расходы предприятия (не нужно платить за аренду площадей, коммунальные услуги и т. д.)
- быстрый вывод на рынок новых продуктов и широкие возможности их продвижения
- доступность (бизнес работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году)
- возможность формирования базы данных клиентов
- удобство сбора и анализа статистических данных
- возможность управлять делами из любой точки мира
Справедливо заметить, что, помимо этих преимуществ, у ведения бизнеса в интернете есть и некоторые недостатки. Они связаны с тем, что не все потребители доверяют компаниям, работающим в режиме онлайн. Кроме того, рынок электронной коммерции пока еще слабо регулируется государством. Законодательство не всегда учитывает специфику такого бизнеса, поэтому при возникновении спорных ситуаций (например, с конкурентами) предпринимателям порой бывает очень сложно отстоять свои права.
Классификация
В зависимости от целевой группы компании, электронную коммерцию делят на следующие виды:
- «B2B» («Business to business») – бизнес для бизнеса
- «B2C» («Business to consumer») – бизнес для потребителя
- «B2G» («Business to government») – бизнес для правительства
Первый вариант предполагает информационное и экономическое взаимодействие предприятия не с конечными потребителями, а с другими предприятиями. Работа ведется через специальные интернет-площадки, платформы для электронных продаж (биржи, аукционы, каталоги), которые объединяют в себе решения как для поставщиков товаров и услуг, так и для покупателей. В качестве примеров B2B-предпринимательства можно привести оказание рекламных услуг, создание сайтов для бизнеса, оптовые продажи коммерческим предприятиям для дальнейшей реализации и т. п.
Модель «B2C» представляет собой систему взаимодействия коммерческого предприятия с конечным пользователем. Этот сегмент представлен в электронной коммерции наиболее широко. Самой распространенной формой ведения электронного бизнеса является торговля через традиционный интернет-магазин. Однако в последнее время набирает обороты и социальная коммерция – продажа товаров и услуг через специальные ресурсы общественного взаимодействия, например, через социальные сети.
Самые популярные товарные категории на российском рынке: электроника, бытовая техника, одежда и обувь, а также товары для детей.
«B2G» – это сфера электронной коммерции, которая охватывает все транзакции, осуществляемые между коммерческими предприятиями и органами государственной власти и местного самоуправления. В этот сегмент входят электронные торги, аукционы, тендеры, программы госзакупок.
Предприниматели на конкурсной основе размещают на специальных интернет-площадках заказы на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей. С участником, предложившим самые выгодные условия, государство (или муниципалитет) в итоге заключает контракт.
Факторы риска при занятии электронной коммерцией
Обеспечение сохранности информационных ресурсов и защищённости законных прав фирмы - это одна из главных задач предпринимателей, ведущих свою деятельность в интернете. В глобальной сети существует широкий спектр угроз информационной безопасности. В чём это проявляется?
Злоумышленники при помощи технических средств и вычислительной техники получают несанкционированный доступ к персональным данным, распространяют компьютерные вирусы, во время совершения транзакций перехватывают банковскую информацию. Как этому противостоять?
Безопасность электронной коммерции обеспечивается целым рядом мер. В первую очередь к ним относится шифрование и кодирование данных с целью защиты их от несанкционированного чтения и искажения. Для этого используются специальные криптоалгоритмы – схемы для шифрования и дешифрования данных. Широкое распространение получила электронная цифровая подпись, на основе которой производится аутентификация (проверка подлинности) пользователя. Кроме этого, используются дополнительные каналы связи, такие как телефон, факс, почта и другие.
Для защиты от вирусных и хакерских атак применяется специальное программное обеспечение: брандмауэры, антивирусные комплексы, программы обнаружения атак и аудита. Для передачи и защиты важной для бизнеса информации используются протоколы безопасной передачи данных (SSL, SET), обеспечивающие однозначную аутентификацию участников обмена.
Заключение
Интернет-торговля как часть электронной коммерции имеет высокий потенциал. В этой сфере существует большое количество возможностей для построения бизнеса. Однако потребители с каждым годом становятся более требовательными к функционалу интернет-магазинов и хотят сократить время на поиск и покупку товара или услуги. Поэтому предприниматель, который планирует зайти на этот рынок, должен быть готов к тому, что ему придется обеспечивать высокое качество контента (наполнения ресурса), разрабатывать и внедрять дополнительные сервисы (кредиты, доставка, установка, консультирование и техническая поддержка и т. п.), создавать мобильные приложения. Кроме того, понадобится организовать комплексную систему защиты информации и подготовить серверы к отражению атак злоумышленников.