Бизнеc-план по открытию страховой компании: пошаговая инструкция
Открытие страховой компании требует серьезных финансовых вложений и хорошей осведомленности в сфере страхования, да и постоянно растущая конкуренция не дает расслабиться. Но если взять во внимание то, что спрос на услуги страхования только повышается, заниматься страховым бизнесом перспективно и выгодно. О том, как открыть страховую компанию, мы расскажем в этой статье.
Актуальность бизнес-идеи
Страховой бизнес — древняя отрасль. Люди всегда хотели обезопасить свое имущество от неприятностей. Население заинтересовано в страховых продуктах, люди активно оформляют договоры на страхование жизни, здоровья, имущества, чтобы обеспечить защиту от наступления определенных событий или получить определенную сумму в случае их наступления.
Профессия страховщика считается одной из самых перспективных. К примеру, предприниматели заинтересованы в страховании своего бизнеса. На случай чрезвычайного происшествия на производстве должен быть резерв средств для погашения убытков без привлечения кредиторов. Но не каждый может собрать и сохранить этот резерв. На помощь придут страховые компании.
То же самое касается страхования жизни — если человек хочет быть уверенным, что его родственники не останутся без средств к существованию после его смерти, он может обратиться в страховую компанию и застраховать свою жизнь.
Виды страховых компаний
Существуют различные виды страховых компаний. Как участников рынка их можно классифицировать по следующим признакам:
- По характеру страхового продукта:
- Компании, которые осуществляют страхование жизни
- Компании, которые осуществляют иные виды страхования, кроме страхования жизни
- Компании, которые осуществляют смешанное страхование
- Компании, которые ориентированы на страхование индивидуальных рисков
- По характеру выполняемых операций:
- Первичное страхование
- Перестрахование
- По территориальному признаку:
- Центральные, которые осуществляют деятельность в пределах всей страны
- Региональные — работают в пределах региона
- По принадлежности:
- Государственные (социально значимые риски, риски, которые влияют на безопасность страны, макроэкономические риски)
- Правительственные — охватывает некоммерческие организации, которые функционируют в рамках определенной правительственной программы
- Частные
Как открыть страховую компанию
Данный бизнес требует больших капитальных вложений и усилий, но от того стоит.
Рассмотрим подробно, как открыть свою страховую компанию с нуля.
Регистрация юридического лица
Перед открытием страховой компании ее необходимо зарегистрировать. Страхованием может заниматься исключительно юридическое лицо, поэтому в первую очередь необходимо определиться с формой собственности. Это может быть общество с ограниченной ответственностью, непубличное общество или публичное акционерное общество. Для регистрации юрлица нужно обратиться в ИФНС.
Список документов для взятия на учет в налоговой службе:
- Устав
- Решение учредителя о создании юридического лица
- Заявление о государственной регистрации
- Документы учредителей и директора: копия паспорта, свидетельство ИНН
- Квитанция, которая подтверждает оплату государственной пошлины
После того, как получено свидетельство ОГРН и заверенные регистрационные документы, необходимо обратиться в Министерство финансов, предоставив:
- Заявление
- Решение о создании компании
- Копии учредительных документов, заверенные нотариусом
- Выписка с банковского счета с указанием внесенной на счет суммы, заверенная подписью и печатью уполномоченного сотрудника
Заявка рассматривается не более 35 дней.
Получение лицензии
Следующий этап — получение лицензии. Он считается самым сложным и затратным. Чтобы получить лицензию, уставный капитал страховой компании должен составлять:
- 60 млн рублей — для предоставления услуг, которые связаны только с медицинским страхованием
- 120 млн рублей — для всех остальных видов услуг. Эта сумма может увеличиваться на определенный коэффициент для отдельных видов страхования, которые определены Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
Стоит отметить, что каждый вид страхования лицензируется отдельно, и за него вносятся дополнительные взносы в уставный капитал.
Для получения лицензии:
- Разработайте бизнес-план
- Составьте правила страхования граждан и юридических лиц, включающие все аспекты деятельности
- Разработайте тарифы
- Сделайте копии сертификатов профессиональной деятельности учредителей и сотрудников
- Приложите квитанцию по оплате госпошлины
При положительном решении будет выдана бессрочная лицензия.
Аренда офиса
Здесь не стоит экономить, ведь хороший и красивый офис — это ваше лицо. Ни один клиент не пойдет за страховыми услугами в подвальное помещение и не отправится в конец города.
Требования к расположению офиса:
- Активный транспортный и пешеходный трафик
- Легкие пути подъезда общественным и личным транспортом
- Желательно, чтобы он находился недалеко от потенциальных источников клиентов, например, банков или отделений ГИБДД
- Помещение нужно арендовать на первом этаже, в случае если здание многоэтажное
Площадь офиса должна составлять не меньше 500-600 квадратных метров. В нем должна быть комната для приема клиентов, кабинеты гендиректора, его заместителя и главного бухгалтера, подсобные помещения.
Отдельное внимание нужно уделить ремонту. Все помещения должны иметь одинаковый стиль и дизайн. Дешевый ремонт и мебель в таком деле только отпугнут потенциальных клиентов, поэтому на этом этапе лучше не экономить.
Не экономьте также на офисной технике, так как от нее будет зависеть скорость обслуживания клиентов. Не открывайте сразу несколько филиалов, для начала выйдите на окупаемость в основном офисе.
Отбор персонала
Подбор персонала по важности уступает лишь получению лицензии. Во время открытия страховой компании необходимо собрать команду грамотных и высококвалифицированных сотрудников, которые и будут приносить дальнейший доход.
В минимальный штат должны входить:
- Директор, умеющий организовать работу
- Бухгалтер
- 2-3 ключевых менеджера
- 5-10 страховых агентов
Чтобы найти сотрудников, разместите вакансии на специализированных сайтах или же переманите квалифицированных специалистов у конкурентов.
Не стоит экономить на персонале. В обязательном порядке нужны 2-3 ключевых специалиста, которые займут руководящие должности при успешном развитии компании. Именно они смогут привлекать и отбирать кандидатов, обучать персонал, воспитывать корпоративную культуру, организовывать работу по поиску и заключению договоров с ключевыми корпоративными клиентами и проводить презентации.
Привлечение аудитории
От качественной рекламы зависит приток клиентов, которые будут приносить прибыль вашей страховой компании.
Чтобы разработать маркетинговую стратегию, необходимо составить портрет клиента, на который следует опираться при выборе рекламной кампании.
После этого разработайте стратегию, опираясь на запланированный бюджет. Чтобы сэкономить средства на рекламе, сделайте следующее:
- Пройдите аккредитацию в банках по предоставлению услуг страхования жизни и здоровья, предметов залога
- Используйте МФЦ, предлагающее размещение рекламы
- Сделайте предложение владельцам автосалонов
- Разместите информацию на картах поисковых систем Яндекс, Google и 2ГИС
Необходимо грамотно подойти к разработке тарифов. Они не должны быть слишком высокими. Лучше всего получать прибыль за счет количества клиентов. Позже при изменении тарифов клиенты сохранят верность компании, в которой могут получить весь перечень услуг.
Стоил ли брать франшизу
Как и в любом предпринимательстве, вы можете попробовать развивать свой бренд или воспользоваться чужим опытом.
Запуск собственного бизнеса — идея крайне рискованная. Существует тысячи причин, по которым собственная страховая компания может прогореть. Покупка франшизы — своеобразная страховка от провала, так как профессиональный франчайзер тщательно контролирует работу франчайзи, тем самым не дает совершать ошибок, приводящих к закрытию бизнеса.
Не забывайте, что в сфере услуг большую роль играет бренд предприятия. При открытии собственного бизнеса учитывайте, что на формирование репутации страховой компании понадобится немало времени. При приобретении франшизы вы покупаете известный бренд, которому уже доверяют потенциальные клиенты.
Если вы решили купить франшизу, проверяйте продавца — реклама у всех хорошая, а подводные камни начинаются потом. К примеру, методы продвижения не будут работать, или максимум, что вы получите от бизнес-консультации — рекомендации по выбору офиса.
Что же прибыльнее – франшиза или собственный бизнес? Ответ крайне неоднозначный. При покупке франшизы можно быстрее отбить свои вложения за счет использования известного бренда, апробированной бизнес-модели. Собственный бизнес, начатый с нуля, окупается больше по времени.
Но не стоит забывать, что каждый месяц франчайзи должен выплачивать франчайзеру роялти, процент от прибыли. Кроме того, потенциал для масштабирования у франшизы меньше, поэтому в перспективе бизнес по франшизе, возможно, приносит меньшую прибыль и ограничивает вас в развитии.
Особенности ведения страхового бизнеса
Для того, чтобы вложения были эффективными, до открытия страхового бизнеса следует изучить перспективы развития страхования в регионе, динамику изменений на рынке за последние 3 года, а в областных городах – конкуренцию.
Чтобы страховая компания приносила прибыль и держалась на плаву, выставите тарифы, которые ниже, чем у конкурентов. Предоставляйте более широкий спектр услуг, который сможет привлечь больше клиентов и сохранит уже существующих.
В страховом бизнесе многое решают именно кадры, поэтому важно взять на работу именно профессионалов. Привлекать в первое время придется хорошей премией и высоким уровнем оплаты.
Следует заняться выдачей КАСКО и ОСАГО, завести связи в автосалонах, работать со страхованием жизни, сотрудничать с промышленными предприятиями с вредными условиями труда. Тогда страховая компания будет приносить хороший доход.
Расходы и доходы страхового бизнеса
Открывая страховую компанию, необходимо иметь на первоначальные затраты не менее 6,5 млн рублей, не учитывая размер уставного капитала.
Вам необходимо:
- Арендовать помещение — 1 200 000 рублей
- Оформить документы — 250 000 рублей
- Сделать ремонт — 500 000 рублей
- Купить мебель и оргтехнику — 550 000 рублей
- Запустить рекламу — 1 000 000 рублей
- Оплатить представительские и административные расходы — 500 000 рублей
- Выплатить зарплату сотрудникам — 2 500 000 рублей
Итого расходы составят 6 500 000 рублей за год.
При успешном ведении дел рентабельность составит 10-15% от суммы страховой премии. К примеру, месячный доход — 850 000 рублей, а поступление от клиентов 400 000 рублей. Если доход в год будет составлять 10 200 000 рублей, вложения окупятся за 2,5 года.
Открыть свою страховую компанию несложно, но это довольно затратное дело. Если правильно составить стратегию, то это сократит период окупаемости. Поэтому очень важно еще на подготовительном этапе продумать все нюансы, чтобы потом направить свои силы на развитие.