Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Перспективная идея для бизнеса: производство туалетной бумаги

Рулонная туалетная бумага – товар гигиенического назначения, который пользуется повседневным спросом. Эффективное оборудование, простая технология и доступное сырьё в совокупности с постоянным высоким спросом на продукцию, делают идею производства туалетной бумаги привлекательной для организации малого бизнеса.

Юрий Муранов
Главный редактор

 

Разновидности туалетной бумаги и технология её производства

Первый завод по изготовлению туалетной бумаги был запущен в СССР ещё в 1969 году. Тогда производственный процесс обеспечивался двумя бумагоделательными машинами, которые последовательно обесцвечивали, перемалывали и смешивали макулатуру с древесной массой. Затем из полученной смеси образовывали волокна, которые подвергали обезвоживанию, прессованию, сушке, после чего нарезали и сматывали в рулоны.

Линии по производству туалетной бумаги, которые применяются современными изготовителями, конечно, во многом отличаются от оборудования, используемого в прошлом веке. Они более мощные и производительные. Практически все процессы протекают в автоматическом режиме, для обеспечения бесперебойной работы требуется всего 2-3 единицы персонала.

Ассортимент продукции на выходе получается довольно разнообразным: на современных линиях можно производить изделия разного качества, цвета, с перфорацией и без неё, одно-, двух-, трёх- и четырёхслойные, с втулкой и без втулки. Сырьём для производства недорогой туалетной бумаги по-прежнему служит макулатура и бумажные отходы полиграфических предприятий. Однако в последнее время санитарно-гигиеническую бумагу производят и из белёной хвойной или лиственной целлюлозы.

Готовая продукция, полученная из вторсырья, отличается сероватым оттенком. Она уступает изделиям из целлюлозы по ряду признаков: мягкости, возможности впитывать и способности растворяться в воде. У бумаги, полученной из переработанных материалов есть одно, но важное преимущество – цена – она значительно дешевле (в 2-2,5 раза).

С точки зрения бизнеса, производство туалетной бумаги из макулатуры намного эффективнее, так как ниже себестоимость готовой продукции, сырьё всегда доступно, а спрос на неё, учитывая общую тенденцию к экономии, наблюдаемую сегодня в России, только растёт.

Этапы производства

В процессе изготовления туалетной бумаги сегодня выполняются следующие операции:

  • Подготовка сырья: бумажная масса сортируется и измельчается с помощью дробилок и мельниц на мелкие фрагменты
  • Подача бумажной массы в гидроразбиватель: сырьё смешивается с горячей водой и перемалывается, очищается от примесей и посторонних предметов при помощи вихревых уловителей
  • Обработка водно-бумажного раствора с помощью бумагоделательной машины: масса пропускается через напорный ящик машины, где подвергается прессованию, а излишки жидкости удаляются самотёком
  • Подача массы на сеточный стол и предварительный отжим
  • Обезвоживание бумажного полотна при помощи вакуума
  • Нагрев полотна в специальном барабане с последующим крепированием
  • Сушка полотна
  • Намотка в бобины
  • Резка и упаковка

Возможности современного оборудования позволяют производить таким образом от 500 кг до 3000 кг готовой продукции в сутки в рамках небольшого завода.

Сырьё, помещение и оборудование

При изготовлении санитарно-гигиенической бумаги используются бумажные отходы разных групп и марок. Прежде всего это макулатура высокого качества: белая немелованная бумага, обрезки с линовкой и отходы из небеленой сульфатной целлюлозы (марки МС-1А, МС-2А и МС-3А).

Также в качестве сырья можно использовать макулатуру среднего качества марки МС-7Б: это книги без переплётов и корешков, журналы, блокноты, брошюры, проспекты и т. п. Суточный расход воды на изготовление 2-3 тонн готовой продукции составляет приблизительно 3 куб. м. Кроме макулатуры и воды, понадобится картон (если изделия будут выпускаться со втулкой) и упаковочный материал.

Материально-техническая база

Для организации производства полного цикла необходимо приобрести линию по изготовлению основы туалетной и салфеточной бумаги из макулатуры и оборудование для намотки и нарезки рулонов, а также упаковочный станок. По необходимости можно купить машину для изготовления картонных втулок. Стоимость основной линии составляет от 7 млн рублей в зависимости от производительности. В её состав обычно входят следующие элементы:

  • Вибросито
  • Дисковая мельница
  • Промывная установка
  • Очистители примесей и узлоуловители
  • Гидроразбиватель
  • Вакуумные насосы
  • Прессовые валы
  • Система подачи бумажной массы
  • Сеточный стол
  • Суконный транспортёр
  • Нагревательный барабан
  • Очищающий шабер
  • Баки и сборники воды

Стандартная длина монтированной линии составляет около 15 м, ширина – около 3 м, высота варьируется от 3 до 5 м. Бумагоделательные машины могут быть электрическими и паровыми. Потребляемая мощность электрических составляет от 160 до 200 кВт/час, паровых – до 40 кВт/час.

Стандартная ширина бумажного полотна, которое получается на выходе, составляет 1250 мм, масса – от 28 до 35 г/куб. м. Чтобы получить из такого полотна рулоны, нужна бобиноразмоточная машина и станок для резки. Стоимость оборудования для размотки и нарезки обычно не превышает 1 млн рублей. Автоматический упаковщик обойдётся примерно в 500 тысяч руб., втулочный станок – ещё около 500 тысяч рублей.

Кстати, если бюджет предпринимателя не позволяет организовать производство полного цикла, то можно приобрести отдельно оборудование для получения рулонов из готового сырья (основы бумаги).

Так, потратив на техническое оснащение около 2 млн рублей, можно закупать бумагу в бухтах (бобинах) и производить из неё туалетную бумагу и кухонные полотенца буквально в домашних условиях. Ведь такое оборудование, в отличие от бумагоделательной линии, не требует водоснабжения и водоотведения и способно работать от обычной сети с напряжением 220 В. Полезно прочитать, какое производство можно открыть в гараже.

Производственное помещение

Чтобы открыть мини-завод по производству туалетной бумаги, понадобится помещение общей площадью 100-150 кв. м, высота стен которого будет не менее 5 м. Обязательно наличие в здании приточно-вытяжной вентиляции и подключения ко всем инженерным коммуникациям. Система электроснабжения должна трёхфазной с напряжением сети 380 В. Помещение целесообразно поделить на зоны:

  • Для приёма и хранения макулатуры
  • Для подготовки сырья
  • Для производства
  • Для складирования готовой продукции
  • Для административно-бытовых нужд

Более подробные рекомендации относительно объёмно-планировочных и конструктивных решений содержатся в своде правил СП 56.13330.2011. Требования к микроклимату производственных помещений описаны в СанПиН 2.2.4.548-96. Ознакомиться с актуальными редакциями этих документов можно на страницах любого информационно-правового портала, например, Гарант www.garant.ru.

Документы для реализации проекта

Запуск производства туалетной бумаги – проект, требующий, по оценкам экспертов, средних вложений. На одно только оборудование у предпринимателя уйдёт не менее 10 млн рублей, включая покупку, доставку, установку и проведение пуско-наладочных работ. Не каждый начинающий бизнесмен обладает такой суммой. Поэтому первый документ, который может понадобиться для реализации проекта, это бизнес-план. И необходим он не только для внутреннего пользования, но и для привлечения инвестиций в бизнес. Полезно прочитать, как найти инвестора для бизнеса.

При составлении бизнес-план производства туалетной бумаги следует учитывать конъюнктуру рынка: наличие фирм-конкурентов, объём предложения, уровень спроса, потребительские предпочтения. Важно разработать эффективный план внедрения нового продукта на рынок, определить пути реализации. В бизнес-плане нужно отразить единовременные расходы, связанные с запуском предприятия, и текущие затраты на его содержание, составить прогноз выручки, рассчитать сроки окупаемости вложений. Важную роль для инвесторов играет технико-экономическое обоснование проекта и проработка возможных рисков. Если у предпринимателя нет опыта составления бизнес-плана, можно доверить это дело консалтинговому агентству.

Регистрация предприятия

Зарегистрировать мини-завод предпочтительнее в качестве общества с ограниченной ответственностью (ООО). Полезно прочитать, как зарегистрировать юридическое лицо. Дело в том, что выпускаемая продукция будет реализоваться не конечному потребителю, а торговым организациям, и те, в свою очередь, предпочитают сотрудничать с юридическими лицами.

Для регистрации организации нужно собрать ряд документов и обратиться в налоговый орган по месту нахождения производства. Основной вид деятельности, который следует зарегистрировать, – "Производство бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения", что соответствует коду 17.22 последней редакции ОКВЭД.

Нужно ли разрешение на производство туалетной бумаги? Эта деятельность не подлежит лицензированию. Поэтому никаких специальных разрешений на производство получать не требуется. Однако при выборе сырья необходимо учитывать класс опасности макулатуры. Так, если для переработки будут использоваться отходы из немелованной бумаги, книг, газет и т. п., то никто не сможет предъявить претензий производителю.

Если же в работу пойдут отходы полиграфических предприятий, то нужно будет проверять их на наличие опасных веществ, например, свинца. Чтобы избежать спорных ситуаций, желательно обратиться в территориальный орган Росприроднадзора и прояснить ситуацию относительно принадлежности используемого вторсырья к тому или иному классу опасности. Обращение с отходами I-IV класса опасности, в том числе их транспортировка, хранение и обработка, требует наличия лицензии. Для обращения с отходами V класса, к которому относятся почти все виды макулатуры, лицензия не требуется.

Сертификация продукции

Ещё один важный этап, который предстоит пройти новому производителю – получить документ о соответствии туалетной бумаги требованиям национального стандарта. Однако прежде чем оформлять такую бумагу, предпринимателю нужно пройти проверку Роспотребнадзора и получить санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее безопасность продукции. После этого следует обратиться в аккредитованный сертификационный центр и оформить сертификат о соответствии продукции ГОСТ Р 52354-2005 "Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения".

Расходы и доходы предприятия

Узнав обо всём, что нужно для производства туалетной бумаги, неплохо определить, насколько выгодно это направление предпринимательской деятельности. Доходы предприятия зависят от объёмов производства и ценовой политики. Себестоимость одного рулона обычной однослойной туалетной бумаги длиной 55 м, шириной 85 мм, полученной из макулатуры, составляет около 2 рублей. В эту сумму входят расходы на сырьё, амортизация оборудования, оплата труда, аренда помещения, налоги и т. п.

Ставить слишком высокую наценку не в интересах нового производителя, потому что уровень конкуренции в этом сегменте высок, и есть риск, что на этапе реализации возникнет масса сложностей. Рекомендуемая цена для оптовых покупателей – 3 руб.

При выкупе больших партий можно дополнительно предлагать скидки. Из одной тонны бумажной основы можно получить примерно 9000 готовых рулонов. Таким образом, если мини-завод будет производить в день 2 тонны основы и перерабатывать их в рулоны, то выход готовой продукции в месяц составит примерно 396000 рулонов. Следовательно, размер чистой прибыли предприятия может достигать 396000 рублей. Срок окупаемости вложений в этом случае составит 2,5-3 года.

Заключение

Производство туалетной бумаги – перспективное направление бизнеса. Плюсами этого вида предпринимательской деятельности являются стабильный спрос на готовую продукцию, доступность сырья, довольно быстрый выход на окупаемость и высокая рентабельность. Но есть у такого бизнеса и минусы: для реализации проекта требуется внушительный стартовый капитал, а высокий уровень конкуренции осложняет вывод продукта на рынок. Если предпринимателю удастся решить вопрос финансирования и разработать эффективную программу внедрения товара на рынок, то успех не заставит себя долго ждать.