Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Как открыть свою столовую: практические рекомендации

Столовые не так распространены, как кафе и суши-бары, но они ориентированы на широкий круг потребителей. Многие россияне любят традиционную домашнюю еду и не хотят есть японскую рыбу и рис. Рестораны по карману не всем. Открытие столовой — актуальная идея для бизнеса, и в этой статье будет рассказано, с чего начинать её реализацию. Опыт работы в сфере общественного питания будет хорошим подспорьем, но отсутствие знаний можно заменить деньгами. Столовая более рентабельна, чем кафе, ресторан или суши-бар, и поэтому более привлекательна для вложения своих сил и средств.

Юрий Муранов
Главный редактор

Где лучше открывать столовую

Выбор подходящего помещения — это первое, что нужно для открытия столовой. Оно должно быть в оживлённом, проходимом месте, желательно на первом этаже здания. Обязательно наличие в нём кухонного блока и санузла, подключение к инженерным коммуникациям (газ, электричество, вода, канализация). Зона приёма пищи и зона приготовления блюд должны быть разделены. Рассматривая те или иные варианты, следует принимать во внимание наличие поблизости конкурентов. Новая столовая должна заметно выделяться на их фоне. Удачными местами для того, чтобы открыть общепит, считаются:

  • Территории в деловой части города или административном центре
  • Площадки в популярных зонах культуры и отдыха
  • Точки в торговых и развлекательных комплексах или рядом с ними
  • Территории рядом с рынками, вокзалами и крупными учебными заведениями

Оформление столовой должно совпадать с ожиданиями посетителей. Представительные офисные работники предпочитают обедать в респектабельных заведениях.

Документы, которые потребуются для открытия

Какие документы нужны для открытия столовой? Их список не так уж обширен.

Лицензированию деятельность заведений общественного питания не подлежит, если только в меню не будет алкогольных напитков. Регистрации индивидуального предпринимателя (ИП) будет достаточно для обычной столовой.

Если же планируется продажа алкоголя, то нужно открывать юридическое лицо, например, общество с ограниченной ответственностью (ООО). Рекомендуется прочесть, сколько стоит лицензия на торговлю алкоголем и как её получить.

Заявление на открытие ИП подаётся в местное отделение Федеральной налоговой службы (ФНС). Госпошлина за регистрационную процедуру оплачивается в размере 800 рублей. В предыдущих статьях было подробно рассказано о том, как зарегистрировать ИП и какой налог выбрать для ИП. Будет нелишним ознакомиться с этими материалами, и тогда не возникнет проблем на этапе регистрации предпринимательской деятельности.

Остаётся только добавить, что для предприятий общественного питания, согласно общепринятой классификации видов экономической деятельности, подходит код 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». Именно этот код стоит указывать как основной в регистрационном заявлении.

Следующим шагом после государственной регистрации бизнеса будет получение положительного заключения о соответствии помещения столовой требуемым санитарно-эпидемиологическим нормам в местном органе Роспотребнадзора. Разрешительный документ понадобится и от МЧС — нужно будет привести столовую в соответствие требованиям пожарной безопасности и получить заключение. Кроме этого, понадобятся договоры на аренду помещения, на вывоз твёрдых бытовых отходов, на дезинфекцию и дератизацию, сертификаты качества и декларации соответствия на используемое в процессе приготовления пищи сырьё. У всех сотрудников должны быть личные медицинские книжки.

Важно! Если планируется размещение вывески и прочей наружной рекламы, то этот момент следует согласовывать с местной администрацией.

Перед открытием столовой нужно уведомить Роспотребнадзор о начале коммерческой деятельности в установленной форме.

Оборудование и персонал

Большая часть средств стартового капитала при открытии заведений общепита уходит на приобретение оборудования. Для работы столовой понадобятся:

  • Газовые или комбинированные плиты, духовые шкафы
  • Кухонные принадлежности и инструменты
  • Холодильное оборудование и витрины
  • Мебель (часть мебели можно сделать своими силами)
  • Профессиональная посудомоечная машина (нужна при больших объёмах работы — примерно от 500 до 1000 предметов за один час)

Кроме того, нужна униформа для персонала (возможно, с логотипами), чистящие средства, перчатки, пищевая плёнка и прочие мелочи.

У начинающего бизнесмена финансы, как правило, ограничены и отсутствует опыт открытия и управления подобным заведением. Поэтому вкладываться в оснащение рекомендуется постепенно, когда придёт опыт и понимание необходимости в изменениях.

Что касается персонала, то для начала достаточно будет двух-трёх поваров (заработная плата 30 000-35 000 рублей), подсобного рабочего (з/п 22 000 рублей), кассира (з/п 25 000 рублей), уборщика (з/п 20 000 рублей). Бухгалтера принимать в штат необязательно. Ведение налоговой и бухгалтерской отчётности можно передать на аутсорсинг. Размеры оплаты труда в крупных городах будут выше в 2-3 раза. К заработной плате можно добавить бонусы за качественную работу и доброжелательное отношение к посетителям.

Формат заведения и продвижение услуг

Столовая, как и любой бизнес, требует расходов на рекламу. Для обычного заведения общепита достаточно яркой вывески и торжественного открытия. Вход в столовую должен быть удобным, а указатели направления к нему понятными.

Продвижению столовой помогут специальные акции. Например, некоторые блюда можно продавать по себестоимости (объявление об акции должно красоваться на входе). Увеличивать средний чек можно рекламными методами: при заказе от 300 рублей — напиток в подарок, или при заказе на 500 рублей — доставка бесплатно.

Организовать столовую можно на базе организации или выбрать свободную открытую продажу для любых посетителей. Цена на продукцию должна быть антикризисной (максимально доступной), потому что прибыль предприятия зависит главным образом от оборота. Меню столовой должно напоминать домашнюю кухню. В него можно включить несколько первых и вторых блюд, соусы и салаты, кондитерские изделия и напитки.

Меню надо обновлять каждую неделю, чтобы у постоянных клиентов не возникло ощущения однообразия.

Формат столовой при наличии подходящего помещения позволит проводить свадьбы, дни рождения, банкеты и другие мероприятия.

Затраты на открытие бизнеса и возможный размер прибыли

Расходы на открытие небольшой столовой (рассчитанной на 40-50 человек) составят около 2,5 млн рублей. Значительная часть средств пойдёт на ремонт и отделочные работы в помещении. Помимо этого, нужно будет внести авансовый платёж арендодателю за несколько месяцев, закупить оборудование и мебель, оформить документы, организовать рекламную кампанию. Текущие расходы столовой сводятся к закупке сырья, оплате труда рабочих, перечислении налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, оплате коммунальных услуг.

Стоимость полноценного обеда из нескольких блюд начинается с 200 рублей из расчёта на одну персону. Наценка составляет 200-300% от стоимости продуктов. Чистая прибыль будет на уровне 15-20% от выручки. Небольшая столовая не даст ежемесячную чистую прибыль в несколько миллионов (реальные цифры — 150-300 тысяч рублей в месяц), но позволит накопить денег на расширение бизнеса. Срок окупаемости вложений составляет в среднем около 1,5-2 лет.

Заключение

Открыть столовую с нуля может любой человек, готовый действовать и обучаться. Главное — с самого начала работы взять курс на высокое качество готовых блюд и обслуживания. Клиенты заведения должны оставаться сытыми, довольными и здоровыми.