Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Может ли ИП нанимать работников

Большинство только что зарегистрированных предпринимателей на первых порах работают самостоятельно, не нанимая сотрудников. Однако, с развитием бизнеса, одному человеку становится сложно качественно управлять всеми процессами.

Софья Игумнова
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по банковским продуктам

Кто может быть работодателем

Трудовой кодекс определяет, что работодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо. Причем отдельно прописано, что физическое лицо может быть обычное, а может быть индивидуальный предприниматель. И у них будут различные права и обязанности.

Физическое лицо может нанять домашний персонал или других исполнителей, например, водителя или телохранителя, и заключить с ними договор. При этом у нанимателя не будет права сделать об этом запись в трудовой книжке наемного работника.

Другое дело, если персонал нанимает индивидуальный предприниматель. По отношению к наемному персоналу он несет такую же ответственность, как если бы его нанимала организация. Но здесь также есть небольшие исключения. Например, только юридическое лицо обязано выплачивать компенсацию работникам в связи с сокращением штата.

Обязанности работодателя

Еще перед тем, как ИП решит принять сотрудника на работу, ему нужно узнать все о своих обязанностях в качестве работодателя. Причем стоит учесть, что Трудовое законодательство в России достаточно жесткое и в первую очередь защищает права и интересы работников, нежели бизнеса.

Индивидуальный предприниматель, который нанимает персонал, обязан:

  • Заключить с ними трудовой договор в письменном виде
  • Ознакомить сотрудников с локальными трудовыми актами
  • Довести до них информацию об их должностных обязанностях
  • Создать работникам безопасное рабочее место
  • Обеспечить персонал всем необходимым для того, чтобы он мог выполнять свои прямые обязанности
  • Не реже двух раз в месяц выплачивать заработную плату
  • Предоставлять оплачиваемый отпуск два раза в год
  • Перечислять страховые взносы за сотрудников за свой счет
  • Своевременно удерживать НДФЛ с заработка сотрудников и других выплат, которые им причитаются, после чего вовремя перечислять в бюджет налоговые платежи
  • Вести кадровый учет и соответствующую документацию
  • Сдавать отчетность по сотрудникам в фонды и ИФНС

Некоторые индивидуальные предприниматели, для снижения финансовой и административной нагрузки, заключают с работниками вместо трудового договора договор ГПХ. Согласно законодательству, при заключении такого вида договора, отношения между работником и ИП переходят из трудовых в гражданско-правовую сферу.

В этом случае индивидуальный предприниматель становится заказчиком и платит меньше страховых взносов. Кроме того, на нем нет ответственности за оформление выплат по больничным листам, материнству и отпускам. Также ИП не будет обязан создавать работнику условия труда. В некоторых случаях такой подход оправдан. Например, если от исполнителя нужен определенный объем работ или единоразовая услуга. В этом случае необязательно нанимать сотрудника на постоянную работу и оформлять его в штат.

При этом предпринимателю, который решил заключить договор ГПХ, стоит учесть, что государственные органы надзора (фонды, налоговая или трудовая инспекция) могут провести проверку, чтобы выяснить, на каких основаниях с сотрудником был заключен договор ГПХ, а не трудовое соглашение. Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрен штраф для ИП, которые при фактических трудовых отношениях заключили договор ГПХ, в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Сколько работников может быть у ИП

Несмотря на то, что в некоторых случаях пишут, что на предпринимателя может работать не более 100 человек, это не всегда так. Количество сотрудников, которые могут работать на ИП, зависит не от того, какая у бизнеса организационно-правовая форма, а от того, какой налоговый режим он выбрал для отчетности.

Если ИП отчитывается и платит налоги по УСН (Упрощенная система налогообложения), на него может работать не более 130 сотрудников. При этом, если упрощенка автоматизированная, то работников не должно быть более пяти.

Если выбран режим ПСН (Патентная система налогообложения), работников должно быть не более 15 человек. На рыболовецких производствах, которые отчитываются по ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог – это специальный налоговый режим), имеет право трудиться не более 300 человек.

Те предприниматели, которые выбрали общую систему налогообложения, не имеют ограничений по численности сотрудников. Поэтому, теоретически, в этом случае количество сотрудников может быть любым.

Численность сотрудников имеет особое значения для тех предпринимателей, которые хотят получить государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. В микропредприятии может работать не более 15 человек, в малом предприятии — не больше 100 человек, а в среднем — не более 250 сотрудников.

Как оформить работника ИП

Оформлять сотрудника на работу нужно в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ. Приведем пошаговый алгоритм действий:

  1. В течение первых трех рабочих дней с момента выхода на работу нового сотрудника, нужно подготовить трудовой договор и подписать его с работником. Также нужно ознакомить нового сотрудника с локальными актами, если они есть. Это могут быть должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о порядке обработки персональных данных и другие. Если в организации работает менее 15 сотрудников, то оно относится к микропредприятию. В этом случае ИП имеет право заключить с сотрудником типовой трудовой договор, который утвержден Правительством РФ. Он составлен с учетом положений и требований ТК РФ и заменяет собой большинство локальных актов
  2. После подписания договора нужно издать приказ о приеме на работу нового сотрудника по форме № Т-1. После этого — оформить личную карточку по форме № Т-2. На портале Роструда можно скачать все типовые кадровые формы для оформления сотрудника на работу
  3. Далее нужно внести соответствующую запись в трудовую книжку сотрудника. Для того, чтобы правильно оформить сотрудника на работу, в 2022 году уже не требуется печать ИП. При этом запрета на это тоже нет. Поэтому, если у предпринимателя есть печать, он может поставить ее в трудовой работника, это не будет нарушением
  4. В случае, если это первый наемный сотрудник в организации, предприниматель должен встать на учет в ФСС в качестве работодателя. Сделать это нужно в течение 30 дней после заключения трудового договора. В ПФР регистрироваться не придется, всю необходимую информацию туда передаст отделение налоговой инспекции, в которой ИП состоит на учете
  5. В заключение нужно ознакомить нового сотрудника с его непосредственными обязанностями и обеспечить условия, которые необходимы для выполнения работы.

Советы для ИП по найму сотрудников

Экономия на заключении договоров ГПХ

На заключении договора ГПХ стоит экономить только в том случае, когда действительно предполагается разовая работа. То есть, если ее выполнение требуется время от времени, можно каждый раз заключать новый договор с новым исполнителем или оформить его с одним, но так, чтобы не прослеживалось фактов постоянной работы. Также сэкономить можно, если поручить услугу компании на аутсорсе. В этом случае ничего не придется оплачивать, кроме услуг этой организации.

Тщательно проверяйте документы кандидатов

Перед тем как принять на работу нового сотрудника, убедитесь в подлинности его документов. Особое внимание стоит уделить паспорту, трудовой книжке и дипломам.

Регулярно обновляйте знания по трудовому праву

Трудовое законодательство постоянно меняется. Регулярное обновление знаний поможет вам избегать штрафов и судебных разбирательств.

Не забывайте про адаптацию новых сотрудников

Разработайте план адаптации для новых сотрудников, чтобы они быстрее вошли в курс дела и начали приносить пользу вашему бизнесу.