Платежные данные россиян предложили сохранять как персональные
Общественная организация «Деловая Россия» предложила хранить платежные данные граждан в России, включая те, которые используются в трансграничных покупках. Письмо с предложением было подготовлено и отправлено в правительство России сопредседателем «Деловой России» Антоном Даниловым-Данильяном. Пресс-служба правительства подтвердила его получение. В Центральном банке пообещали, что изучат предложение после его поступления к ним.
В письме предлагается внести изменения в закон «О национальной платежной системе», и так же, как по закону, защищающему персональные данные, обязать операторов платежных систем, банковских платежных агентов и операторов услуг хранить данные о покупателях. На основании действующего закона о персональных данных операторы обеспечивают запись, накопление, систематизацию, обновление, хранение и извлечение данных граждан из баз, находящихся на территории России.
Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян отмечает, что на сегодняшний день третья часть платежей по российским картам уходит в адрес иностранных компаний – Google, Apple, Amazon и Microsoft. При этом нет четкого понимания, являются ли платежные данные персональными. Автор письма уточняет, что невыполнение обязанностей по централизованному хранению персональных данных угрожает безопасности граждан и препятствует борьбе с терроризмом.
По мнению Антона Данилова-Данильяна, в вопросе трансграничных платежей возник вакуум. С одной стороны, за транзакциями должен следить Центральный банк, но он не имеет полномочий и не может контролировать сохранность персональных данных.
Участники электронной коммерции действуют по правилам основных платежных систем, которые опираются на закон «О национальной платежной системе». В этом законе платеж рассматривается как финансовый инструмент, который не требует соблюдения закона о персональных данных. Правила таких платежных систем, как Visa и Mastercard, уже давно содержат требования о соблюдении закона о персональных данных для европейских и других стран. Автор указал, что платежные компании Индии и Европы давно учли тот факт, что предоставляют персональные данные граждан вместе с платежными данными банковских карт.
По словам генерального директора IT-компании «Эвотор» Андрея Романенко, персональные данные покупателей хранят три участника, проводивших платеж – это интернет-магазин, банк или оператор платежный системы, отвечающий за эквайринговые операции, и банк-эмитент карты покупателя.