Рост числа проблемных кредитов обеспечили должники Сбербанка
В июле объем проблемных кредитов повысился более чем на 271 млрд рублей. Речь идет о кредитах российского бизнеса. Более чем на 90% такой прирост сформировали должники Сбербанка, а именно — один крупный клиент.
Объем просрочки у кредитных организаций страны на 1 августа составил свыше 3 трлн рублей. Согласно статистическим данным Центробанка — это более 8% от корпоративного кредитного портфеля. В июле был зафиксирован самый большой за текущий год прирост долгов по кредитам компаний. Он составил более 271 млрд рублей. Техническое увеличение просроченных платежей составило свыше 478 млрд рублей. Объясняется это переходом кредитных учреждений на международные стандарты финансовой отчетности.
Проблемные обязательства коснулись как рублевых кредитов, так и валютных. Увеличение просрочек по ним соответственно составило 98,4 млрд рублей и 2,1 млрд долларов.
Мнения экспертов об увеличении кредитной просрочки банков
Максим Осадчий, эксперт кредитной организации БКФ, пояснил, что в основном негативные изменения в части просрочек бизнеса внес заемщик Сбербанка. По состоянию на 1 августа объем долгов по рублевым кредитам компаний прибавил более 92 млрд рублей. Аналитик отмечает, что для Сбербанка это рекордное значение. Долги по валютным кредитам выросли почти на 2 млрд долларов, это также максимальное значение Сбербанка за всю историю. В совокупном портфеле банковского сектора данные долги Сбербанка соответственно составили 94 и 93%.
Просроченные валютные обязательства заемщиков Сбербанка в долларовом эквиваленте в июле возросли более чем в 5 раз. В других кредитных учреждениях долги составили почти 4%. Рублевая корпоративная задолженность банка на 1 августа увеличилась более чем на 35%. В других кредитных учреждениях это значение составило всего 0,3%.
Разительное отличие Сбербанка от других участников рынка объясняется тем, что подобные долги образовали его крупные клиенты. При этом их небольшое число, отмечает аналитик. В Сбербанке пояснили, что основным виновником образования такой задолженности стала одна крупная компания. В банке отметили, что не наблюдают массовых нарушений со стороны компаний в части погашения кредитов, кроме одного случая. За июль доля задолженности в портфеле банка составила более 3%, а в прошлом месяце этот показатель составил более 2%.
В Центробанке по поводу ухудшения в июле показателей кредитного портфеля в банковском сегменте отметили, что они произошли из-за клиента одного банка. Карантинные меры и кризис в данном случае не являются причиной. О каком кредитном учреждении шла речь — регулятор не сообщил. Основную долю задолженности на счетах образовал старый кредит крупного клиента. Угрозы для банковского сектора это не представляет, так как на такие случаи предусмотрены достаточные резервы.
Увеличение кредитной задолженности в июле превысило значения показателей 2016 года. В тот момент в отчетности был отражен ущерб от кризиса. Так, в начале 2016 года корпоративная просрочка составила свыше 252 млрд рублей. Далее, до прошлого года, увеличение проблемных кредитов происходило низкими темпами.
Кредитование корпоративных клиентов
По данным Центробанка известно, что кредитный портфель банковских организаций за июль увеличился на 884 млрд рублей, то есть на 1,6%. Валютные кредиты выросли более чем на 3 млрд долларов, а рублевые — почти на 259 млрд рублей. Это произошло на фоне того, что в июне кредитные учреждения проводили реструктуризации кредитов компаний, отмечают эксперты Fitch.
Переоценка условий кредитования была проведена ведущими банками на сумму, превышающую 1 трлн рублей, отметил Антон Лопатин, директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch. Он также отмечает, что в последующие 6 месяцев сохранится тенденция по проведению реструктуризации кредитов частных клиентов. Это поможет не перейти обязательствам в статус проблемных задолженностей и приостановит ухудшение качества активов банков.
С конца марта по июль кредитные учреждения переоценили условия по ссудам бизнеса на сумму более 3 трлн рублей. Это составляет почти 12% корпоративного портфеля ведущих кредитных организаций. Число тех клиентов, кто не сможет погасить свои обязательства, пока невозможно спрогнозировать. По этой причине определить уровень проблемных долгов бизнеса не представляется возможным, отметил Дмитрий Орехов, эксперт агентства НКР.
От скорости восстановления экономики, продолжительности мер поддержки государства, усердия самих организаций будет зависеть темп перехода кредитов бизнеса в статус дефолтных. Орехов отмечает, что в настоящий момент рост объема просроченных кредитов сдерживается благодаря смягчающим мерам Центробанка. Кредитные учреждения могут откладывать резервы по реструктурированным кредитам до апреля следующего года. Если бы Банк России не продлил данную меру, то качество кредитного портфеля к концу текущего года значительно ухудшилось, отмечают эксперты НКР.