На прошедшем 3 апреля съезде Ассоциации российских банков (АРБ) директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков выступил с докладом о современных тенденциях в розничном кредитовании, а также о точках роста на этом рынке в краткосрочной перспективе.
Прежде всего, А. Волков отметил, что за последние годы серьезно изменилась структура задолженности россиян - доля обеспеченных кредитов (ипотека и автокредиты) впервые достигла 50%.
К 2019 году структура розничного кредитования поменялась принципиально: на смену небольшим необеспеченным кредитам пришли залоговые, прежде всего, ипотечные кредиты. При этом источниками данных изменений стали снижение ставок по крупным долгосрочным кредитам и низкий аппетит к риску со стороны банков.
Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ
По мнению Алексея Волкова, улучшение условий кредитования, в числе прочего, стало одной из главных причин появления на рынкезаемщиков хорошего качества.
У банков появилась возможность выбирать из разных по качеству заемщиков, следствием чего стало улучшениекачества выдаваемых кредитов. По этой же причине средний показатель текущей долговой нагрузки (или PTI) заемщиков во всех сегментах, как минимум, остаетсястабильным или даже снижается. Вместе с тем, существуют и факторы риска, способные ухудшить ситуацию в розничном кредитовании. Прежде всего, речь идет о снижении уровня реальных доходов граждан.Для части заемщиков с действующими обязательствами снижение доходов повышает риск дефолта. Так, 12% заемщиков уже отдают на обслуживание своих обязательств половину или более своих ежемесячных доходов.
Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ
При этом, если говорить о регионах, то самая большая доля граждан, которые платят по кредитам свыше 50% своего дохода (показатель PTI больше 50%),отмечена в Амурской (19,2%) и Кировской (18,3%) областях, а также в Республике Северная Осетия – Алания (17,3%). В свою очередь, наиболее низкая доля таких граждан зарегистрирована в Москве (8,1%), а также в Московской (8,3%) и Брянской (8,8%) областях.
В свою очередь, точками роста розничного кредитования в краткосрочной перспективе являются «повышение качества сегментации заемщиков (внедрение новых скорингов, новых технологий оценки риска,рост базы кредитных историй), снижение стоимости риск-процедур за счет автоматизации и применения онлайн сервисов, а также выход на новые сегменты кредитования (предприятия МСБ, заемщики без кредитной истории).
Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ