Известия: банки начали взимать комиссии с клиентов за переводы самому себе

Российские банки ввели плату за межбанковские переводы самому себе. Размер комиссии за «стягивание» денег по состоянию на май 2023 года составляет 1–2% от суммы каждой операции.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Комиссию ввели минимум в 15 банках. По данным источника Известий, всего таких участников в банковском секторе — 25. С начала 2023 года такая практика применяется в трех банках.

Для чего банки ввели комиссии

Основная цель — создание дополнительного барьера на перетекание средств в другие банки. Такой позиции придерживается доцент РЭУ им. Плеханова Максим Марков. Внедрение комиссий на переводы самому себе — еще один метод борьбы за клиентов, а не просто способ получения сиюминутной прибыли.

Эксперт считает, что банки формируют пассивы за счет остатков на счетах клиентов. Кроме того, перетекание средств в сторонний банк означает, что клиент будет совершать покупки по картам конкурентов. Участники рынка теряют не только деньги на картсчете пользователя. Они также не получают потенциальный доход с комиссий за платежи и покупки, которые клиент мог бы совершить по карте.

Максим Марков предполагает, что другие банки, которые входят в топ-50, будут вводить комиссии на «стягивание» средств по мере увеличения объемов таких операций.

Какой размер комиссии на «самопереводы» установлен в разных банках

ВТБ ввел комиссию в мае 2023 года. Размер сбора составляет 1,25% от суммы перевода, минимум — 30 рублей.

Росбанк списывает с клиентов комиссии с февраля 2023 года. Сбор 1,75% взимают с каждой операции. Минимальный размер — 49 рублей. В Открытии с марта 2023 года за такую же услугу берут 1,5%.

Журналисты Известий проанализировали данные на сайтах банков. В Газпромбанке и Русском стандарте согласно действующим тарифам размер комиссии составляет 2%, но не менее 30 и 50 рублей. 

В Хоум кредите установлен лимит ежемесячных переводов без комиссии в размере 50 000 рублей. Такое ограничение распространяется на операции в сервисах сторонних банков и устройствах самообслуживания. Далее банк взимает 1,99%, но не менее 199 рублей с суммы каждой трансакции.

Тинькофф списывает 2%, но не менее 90 рублей. Кроме того, тарифами банка предусмотрены лимиты на межбанковские операции. В Альфа-банке, Райффайзене и МКБ за ту же услугу с клиентов списывают 1,95%. Минимальный сбор в Альфа-Банке и Райффайзене — 30 рублей, в МКБ — 100 рублей. В ПСБ, РСХБ и Почта Банке размер комиссий установлен на уровне 1,5%. 

Представители РСХБ на запрос Известий ответили, что комиссию за «стягивание» денег ввели еще в конце 2022 года. В Почта Банке списывать процент с межбанковских переводов на собственные карты начали в конце 2021 года.

Сбер взимает с клиентов 1,25% за пополнение карт сторонних банков в сервисе СберБанк Онлайн. В Уралсибе такая же услуга обходится пользователям в 1% с каждой трансакции. Совкомбанк комиссию за такую услугу пока что не ввел.

«Стягивать» средства со счетов в разных банках по-прежнему можно бесплатно через Систему быстрых платежей (СБП). За переводы по СБП в сторонние банки на сумму до 100 000 рублей в месяц комиссия не взимается.

Что говорит регулятор

Представители Центробанка поделились с журналистами Известий, что получили несколько жалоб в отношении комиссий за переводы самому себе в сторонние банки. Регулятор подчеркнул, что банки вправе сами определять условия обслуживания клиентов на основании заключенных договоров. 

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) напомнили, что банки должны предупреждать пользователей услуг обо всех нововведениях. Любое изменение в тарифах должно быть согласовано по требованию российского законодательства. В ЦБ РФ добавили, что клиенты могут обратиться к финансовому омбудсмену или в суд, если посчитают, что банк нарушил условия договора или их права как потребителей.

Актуальные тарифы представители банков размещают на сайтах. Реже пользователей уведомляют лично. Мало кто следит за изменением тарифов: в результате держатели карт узнают о нововведениях постфактум.

Полина Гусятникова из PG Partners отметила, что клиенты вправе обратиться с претензией в обслуживающий банк, ФАС, Центробанк, суд или иные инстанции, если их не уведомили должным образом об изменении тарифов и соответствующая информация не была нигде опубликована.

Представители ФАС сообщили Известиям, что не получали жалоб от клиентов, которые были бы связаны со списанием комиссий в сервисах переводов сторонних банков.

Источник: Известия

Информация была полезна?
12 оценок, среднее: 4.7 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie