Банки теряют клиентов из-за микрофинансовых оргазиций
Замечена тенденция к переходу клиентов банков в МФО. Она ярко проявилась с начала пандемии
Не менее 10% клиентов микрофинансовых организаций (МФО) являются заемщиками банков. Таковы данные исследования Национального рейтингового агентства. Это пока первая оценка ситуации на рынке. Тенденция перехода клиентов банков в микрокредитные учреждения давно замечена. Она наметилась с начала коронавирусной пандемии.
Четверть заемщиков, как показывают опросы, пришли к микрокредиторам по причине отказа в банковском кредите. Другие считают микрозаймы более удобным и быстрым инструментом, если нужны небольшие ссуды.
Усиления тенденции на фоне очередного витка заболеваемости эксперты и участники рынка не ждут. Они считают, что пандемия не особо влияет на доходы банкиров и жесткость банковского скоринга.
МФО воспользовались ожиданиями населения по заемным ресурсам. Банки вводили ограничения, а микрокредитные организации ослабляли требования к клиентам. Банковским организациям и так приходится ужесточать выдачи в части совсем мелких кредитов. Им это невыгодно. Это ниша микрокредитных учреждений. При этом МФО подстраиваются под желания клиентов в вопросе сроков и сумм выдачи.
За первый квартал, согласно подсчетам Центрального банка России, микрофинансовые организации увеличили портфель микрозаймов на 8%. Показатель составил 268 миллиардов рублей.
Драйвером выступают крупные игроки, но на рынке сохраняется умеренная концентрация. 50 топовых компаний составляют 70% портфеля рынка.
Участники рынка отмечают, что приход в МФО банковских заемщиков наиболее активно происходил в самом начале коронавирусного кризиса. Но до сих пор долю тех, кто ушел из банков в микрокредитные учреждения, не оценивали.
Основным фокусом внимания МФО в период кризиса являются повторные заемщики. Большая часть клиентов, получивших одобрение за последний год, пришла из банковского сектора.