Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Сотрудничество с БКИ

Юрий Муранов
Главный редактор

При получении банковского займа клиент подписывает согласие на передачу сведений о кредите в Бюро кредитных историй. Роль кредитной истории возрастает. Банки на сегодня выдают хорошим заемщикам кредиты под более низкие проценты. А негативная кредитная история может обернуться отказом в выдаче займа. Причем здесь микрофинансовые организации? Если МФО подает сведения в БКИ, то какие плюсы возникают у клиента? Нужно ли рынку введение обязательного обмена информацией между МФО и БКИ? На эти вопросы отвечает Василий Цыганков, коммерческий директор "БКИ Микрофинанс" и руководитель ООО «МикФинас плюс".

- Банки отправляют сведения о своих заемщиках в БКИ в обязательном порядке. МФО не обязаны это делать, но некоторые компании, тем не менее, сотрудничают с Бюро - зачем? Какая польза МФО от сотрудничества с БКИ?

- Возможно, польза для МФО от сотрудничества с Бюро кредитных историй, обладающим базой банковских клиентов минимальна. Ведь аудитория у банков и МФО не одинакова.

А вот от сотрудничества с «БКИ-Микрофинанс», например, польза заключается в минимизации рисков и увеличения доходности, т.к. в данном случае база клиентов на 100% состоит из заемщиков МФО.

- С какими кредитными Бюро чаще всего сотрудничают МФО? Почему?

- Чаще всего МФО не сотрудничают с БКИ, по причине отсутствия в существующих БКИ полноценной базы микрофинансовых заемщиков. Если сотрудничают, то с теми БКИ, которые покрывают зону регионального присутствия той или иной МФО, либо условия сотрудничества с которым являются наиболее приемлемыми для конкретной МФО.

- А для клиентов МФО есть ли смысл в том, что сведения о погашении кредита будут направляться в БКИ?

- Да, смысл есть. Если заемщик добросовестно исполняет условия займа, он может реабилитироваться в глазах банка и попытаться взять уже банковский кредит. Добросовестный заемщик может показать, что проблемы с оплатой кредитов у него в прошлом. Сейчас он возвращает свои долги в срок. И после того, как сведения о добросовестных выплатах попали в его историю, банки поворачиваются лицом к таким заемщикам. Это важная социальная функция. МФО, подающие сведения о заемщиках в БКИ помогают им восстановить финансовую репутацию.

- Какой объем заявок направляют в ваше БКИ микрофинансовые компании

- Один Центр Выдачи Займов отправляет до 15 заявок в день, и соответственно около 450 заявок в месяц.

- Обмен информацией с БКИ требует налаживания определенных процессов: это недешево, есть ли у вашего Кредитного Бюро какие-то сервисы для МФО, которые удешевляют процесс подачи и получения информации?

- Клиентская часть программного обеспечения разработана на основе пожеланий представителей IT - служб МФО и банков, предоставляется бесплатно. Наши IT-специалисты помогут дистанционно IT- специалистам МФО, установить клиентскую часть программного обеспечения. Обмен информацией происходит по защищенному каналу, в этой связи МФО потребуется (при отсутствии) приобрести в удостоверяющем центре сертификат подписи, ключевой носитель, лицензия СКЗИ – затратная часть на одно рабочее место составит порядка 4600 рублей.

- Как вы считаете, будет ли принято решение регулятором об обязательной подаче сведений о заемщиках в БКИ от МФО? И как вы относитесь с этой инициативе?

- На мой взгляд, такое решение было бы правильным и своевременным, и надеюсь, что оно будет принято. Обязательная подача сведений в БКИ позволит совместно сделать этот рынок более прозрачным, выполнять требования законодателя, минимизировать общие потери невозвратов МФО, и соответственно увеличить маржинальность бизнеса. Кроме того, данное решение позволит «выдавить» с рынка серых игроков, которые наносят урон имиджу микрофинансовой деятельности в России.