Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Легальный опыт МФО

Юрий Муранов
Главный редактор

Деятельность, которой занимаются МФО, легализовалась в 2010 году  с принятием закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».  И многие компании в стране с тех пор строят свой бизнес  в соответствии с требованиями закона.  Как это у них получается? Об опыте  своей  организации, а также о ее будущем, различимом сегодня, мы беседуем со старшим специалистом отдела микрофинансирования ООО «Статус» Иваном Осотовым.

– Иван, спасибо, что откликнулись на наше предложение поговорить на эту тему. Надеемся, ваше «откровение»  будет интересно  нашим читателям.  Итак, как все начиналось?

– Чтобы стать полноправным участником микрофинансового рынка, нужно пройти процедуру регистрации в  реестре микрофинансовых организаций, кстати, вначале этим занималось министерство финансов РФ, а через полгода – Федеральная служба по финансовым рынкам.

Мы прошли регистрацию, и, получив свидетельство, с гордостью повесили его на самом видном месте в офисе. Но как ни странно, на клиентов никакого впечатления оно не производило. Приходилось даже объяснять, что это такое, и какое значение имеет для них самих.  Но это так,  к слову.  Продолжали работать. Через некоторое время в офис поступил звонок, и девушка на другом конце провода объявила, что нам нужно пройти платный инструктаж по финансовому мониторингу,  упомянула и про штрафы в случае уклонения. Так появилась у нас еще одна рамка со свидетельством….  Вскоре регулятор объявил, что нужно подавать ежеквартальные отчеты. Все бы хорошо, но правила по заполнению отчета в печати появились позже сроков отправки отчетов. А в конце 2012 года Федеральная служба по финансовым рынкам и вовсе не опубликовала отчетность по МФО за первое полугодие, не поверив тому, что получили в отчетах от организаций.

Если сказать общими словами то новый рынок строится прямо на глазах, с одной стороны это интересно, а с другой в силу отсутствия конкретных правил сложно планировать на будущее. На уровне становления рынка такое явление это нормально, главное чтоб оно не затянулось. И очень бы хотелось, чтоб регулятор на это время применял штрафные и другие санкции только участникам, умышленно нарушающим закон. 

Тем временем как мы выполняем все требования, многие организации, выдающие займы, и знать не знают ни про какие отчеты, ни про свидетельства. По сути, они действуют в рамках закона. Но некоторые участники своей нечестной деятельностью бросают тень на весь рынок МФО. И вопрос, что  делать с таким нелегальными МФО, остается открытым.

Но, честно говоря,  мы уверены, что рынок в дальнейшем сбалансируется, поскольку потенциал отрасли МФО довольно большой.

Легализация рынка микрофинансовых организаций  говорит о правильном направлении развития рынка потребительского кредитования России. Со временем негатив и некоторое опасение потребителей кредитных продуктов пройдет, и доверия к МФО станет больше. Особенно когда клиенты почувствуют на себе выгоду от пользования продуктами этих организаций. Очень важную роль в этом будут играть информационные издания (СМИ). Уже сейчас есть издания, которые не принимают  в рекламу объявления не зарегистрированных МФО. Это сокращает темп роста нелегального рынка и позволяет развиваться честным участникам. 

–  На чем основывается потенциал МФО?

– На потребительском спросе.  Есть категория заемщиков, нуждающихся в займах  МФО. Это люди, которым банки отказали в кредите – граждане с плохой кредитной историей и отсутствием подтверждения соответствующего дохода. В общем, микрофинансовые организации продолжат существование, и их услуги по кредитованию будут востребованы  наравне с банковскими.

– Какие еще преимущества у МФО перед кредитными организациями?

– Одним из основных плюсов небольших МФО является индивидуальный подход к клиенту.  Для нас каждый клиент очень важен, и в случае возникновения у заемщиков каких-либо чрезвычайных ситуаций мы всегда готовы подобрать индивидуальное решение каждому. «Статус» разрабатывает новые варианты кредитования.  Например, для небольшой целевой аудитории, потребность в займах у которой наступает сезонно. А в ближайшей перспективе мы рассматриваем возможность создания кредитных продуктов для студентов. Считаем,  что данные направления тоже получат хорошее развитие.